Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню
Главная / О Министерстве / Страницы истории / 1991 – 2006 Преобразования за годы независимости

1991 – 2006 Преобразования за годы независимости

В  начале 90-х годов, после распада Союза вместо Госплана был образован Госэкономплан БССР, на базе которого в 1994 г. создано Министерство экономики Республики Беларусь.

Республика Беларусь стала суверенным государством, самостоятельно определяющим и реализующим свою внутреннюю и внешнюю политику.

 
 Правительство одобрило Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Ее обсуждение состоялось 22 июня на заседании Президиума Совета Министров, которое прошло под председательством премьер-министра Сергея Сидорского.
 На снимке: во время заседания Президиума Совета Министров.
Потребовалась коренная перестройка работы экономических органов. Огромная ответственность в связи с этим легла на плечи образованного в 1994 г. Министерства экономики, которое стало преемником и продолжателем лучших традиций Госплана и Госэкономплана.

Его деятельность полностью подчинена реализации стратегического курса государства на формирование социально ориентированной рыночной экономики.

В соответствии с Положением о Министерстве экономики, главная задача Министерства состоит в том, чтобы, с одной стороны, обеспечивать разработку и реализацию государственной экономической политики, подготовку и представление соответствующих предложений в Правительство, с другой — координировать работу в этом направлении органов государственного управления, вырабатывать соответствующие механизмы в интересах эффективного социально-экономического развития страны, использования на благо белорусского народа ее ресурсного, научного и производственного потенциалов.

Экономика республики, сформировавшись в свое время как составная часть единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза, специализировалась на машиностроении, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, а в сельском хозяйстве — на животноводстве, льноводстве, картофелеводстве.

В условиях государственного суверенитета объективно потребовалась глубокая перестройка экономики с тем, чтобы обеспечить ее четкое функционирование и национальную безопасность с учетом коренным образом изменившейся ситуации. Это не могло не сказаться на снижении объемов и эффективности производства, появлении других составляющих кризиса.

Положение начало постепенно меняться после избрания Президента Республики Беларусь.

Последовательный экономический рост в Беларуси обеспечивается с 1996 года, когда первым Всебелорусским народным собранием были одобрены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы. В ходе их осуществления были получены первые реальные результаты экономического роста. За пять лет ВВП был увеличен на 35,7%, объем промышленного производства – на 64,4, инвестиции в основной капитал увеличены на 33,2%, ввод жилья – на 81,1, реальные денежные доходы населения – на 71,6%.

В 2000 году удалось превзойти показатели докризисного 1990 года по объему производства промышленной продукции, потребительских товаров, реальных денежных доходов населения. Начала получать практическое подтверждение правильность выбранной модели социально-экономического развития страны.

В 2001 году Указом Президента Республики Беларусь № 516 на Минэкономики были возложены функции управления государственным имуществом и приватизацией, поддержки предпринимательства, общей координации проведения государственной инвестиционной политики, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции. В связи с этим в структуре министерства образовались: Фонд государственного имущества, Департамент по предпринимательству, Департамент по санации и банкротству, в составе Департамента ценовой политики – отдел антимонопольного регулирования.

Наиболее ярко раскрылась системная роль экономических органов государственного управления в процессе формирования, обоснования и реализации целей и задач предыдущего пятилетнего периода 2001-2005 годов – этапа построения зрелой экономической системы на базе национальной стратегии экономического роста.

Исходной позицией, предопределившей масштаб и динамику экономического развития Республики Беларусь в предыдущем пятилетии, явилась разработка Министерством экономики Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Министерство экономики обеспечило координацию участия других министерств и республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, Национальной академии наук, Национального банка, специализированных научно-исследовательских институтов в подготовке данной Программы и осуществило организационно-экономическую проработку, подготовку и принятие Правительством системы мероприятий по обеспечению реализации Программы. Ежегодно разрабатывался прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь в увязке задач отраслей и регионов, меры по их безусловной реализации.

Начиная с 2004 года, Министерство экономики стало разрабатывать совместные планы действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по достижению важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. Разработка, принятие, реализация данных планов сыграли фундаментальную роль в успешном завершении Программы 2001-2005 годов.

В период 2001-2005 гг. удалось добиться радикального снижения инфляции. Так, сводный индекс потребительских цен снизился с 207,5 процента в 2000 году до 108 процентов в 2005 году.

Осуществляя координацию инвестиционной деятельности в стране, обеспечен прирост инвестиций на 84 процента. Валовой внутренний продукт за пятилетие увеличен на 43,1 процента, причем этот рост обеспечен практически без увеличения потребления топливно-энергетических ресурсов.
Выполнены в полном объеме социальные задачи. В 2001 году обеспечен рост заработной платы до 100 долл. США, а среднемесячная заработная плата работающих в конце 2005 года составила в эквиваленте 261 долл. США при прогнозе 250 долл. США.

В конечном итоге реализация предусмотренных мер позволила выполнить все важнейшие параметры социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, а по многим из них значительно превысить установленные Программой значения.

 Во исполнение  Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 года № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» был создан Государственный комитет по имуществу путем присоединения фонда государственного имущества Министерства экономики к Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь.

В связи с этим преобразованием в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г.     № 967  Минэкономики разрабатывает и реализует государственную экономическую политику в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, предпринимательской и инвестиционной деятельности, санации, противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, государственного регулирования цен (тарифов) и государственного контроля ценообразования. Министерство экономики также вырабатывает государственную политику в сфере управления государственным имуществом и приватизации.