Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню
Главная / Санация и банкротство / Вниманию субъектов хозяйствования! / Об обращениях (жалобах) граждан и юридических лиц на действия ликвидаторов (ликвидационных комиссий)

Об обращениях (жалобах) граждан и юридических лиц на действия ликвидаторов (ликвидационных комиссий)

В Департамент по санации и банкротству поступают обращения (жалобы) граждан и юридических лиц на действия ликвидаторов (ликвидационных комиссий) (далее – ликвидатор).

Указанные обращения связаны с нарушениями требований Гражданского кодекса Республики Беларусь в части принятия и определения размера требований кредиторов, составления промежуточного ликвидационного баланса, порядка реализации имущества и иных вопросов, связанных с ликвидацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вне сферы правового регулирования законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).

Имеются основания полагать, что следствием неправомерных действий (бездействий) ликвидаторов являются ситуации, при которых имущество ликвидируемых организаций не реализуется, не решаются проблемы с исполнением обязательств перед третьими лицами, работниками ликвидируемого предприятия, а также не погашается задолженность перед бюджетом. Несоблюдение ликвидатором норм о порядке ликвидации субъектов хозяйствования может послужить основанием для открытия ликвидационного производства уже в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В Республике Беларусь юридические лица могут быть ликвидированы (индивидуальные предприниматели – прекратить свою деятельность) путем:

ликвидации по основаниям и в порядке, предусмотренным нормами Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 с изменениями и дополнениями (далее – Положение о ликвидации), и Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК);

признания решением хозяйственного суда юридического лица банкротом с открытием ликвидационного производства, индивидуального предпринимателя – банкротом с прекращением деятельности по основаниям и в порядке, предусмотренными Законом.

В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 967, Департамент уполномочен в установленном законодательными актами порядке осуществлять контроль за соблюдением временными (антикризисными) управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). Осуществление контроля за деятельностью ликвидаторов в компетенцию Департамента не входит.

Кроме того, Департамент не уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях в случае совершения ликвидатором действий (бездействия), квалифицируемых по частям 1, 2 и 4 статьи 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

На основании изложенного Департамент обращает внимание на возможные способы защиты прав при ликвидации субъектов хозяйствования до момента возбуждения процедур банкротства.

1. В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 59 ГК на ликвидатора возложена обязанность принимать все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомлять кредиторов о ликвидации юридического лица.

Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

Срок ликвидации (прекращения деятельности) не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен, но не более чем до двенадцати месяцев.

При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.

Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (пункт 6 Положения о ликвидации).

В соответствии с пунктом 12 Положения о ликвидации сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала "Юстиция Беларуси" с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.

Момент начала течения срока для заявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) определяется датой размещения сведений о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала "Юстиция Беларуси".

Осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются (пункт 10 Положения о ликвидации).

При нарушении установленных законодательством порядка и сроков ликвидации кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица (часть третья подпункта 3.2 пункта 3 Положения о ликвидации).

2. В соответствии с частью шестой пункта 16 Положения о ликвидации в случае, если до исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение двух месяцев со дня получения данной информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из данного регистра, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

3. Кредиторы вправе самостоятельно подать заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, в следующих случаях:

после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, если стоимость имущества юридического лица, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (частью четвертая статьи 233 Закона);

по истечении трехмесячного срока с даты получения кредитором соответствующего уведомления юридического лица о нахождении в процессе ликвидации в случае отсутствия в указанный период уменьшения задолженности (часть пятая статьи 233 Закона).

4. В соответствии с пунктом 25 Положения о ликвидации собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.

Кредитор (кредиторы) в указанном случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5. В соответствии с абзацами 6 – 9 пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 с изменениями и дополнениями (далее – Положение о регистрации), в заявлении о государственной регистрации, составляемом по установленной Министерством юстиции форме, необходимо подтвердить, что:

на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;

на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);

на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не являлся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года;

на дату государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся индивидуальным предпринимателем, признанным экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года.

В соответствии с пунктом 26 Положения о регистрации собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.

Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда.

В случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.