Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню
Главная / Инвестиции / Преференциальные режимы инвестирования / Свободные экономические зоны (СЭЗы)

Свободные экономические зоны (СЭЗы)

К важнейшим целям развития СЭЗ относятся стимулирование создания и развития производств, основанных на новых и передовых технологиях, увеличение числа рабочих мест, объема экспорта. Как и во всем мире, специальный таможенный, регистрационный и налоговый режим СЭЗ предоставляет предприятиям возможность работать в особых льготных условиях.

В настоящее время в Беларуси функционируют шесть свободных экономических зон (по одной в каждом областном административном центре, включая г. Минск):

СЭЗ «Брест» (1996),  www.fez.brest.by ,

СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998) www.gomelraton.com,

СЭЗ «Минск» (1998) www.fezminsk.by,

СЭЗ «Витебск» (1999), www.fez-vitebsk.com,

СЭЗ «Могилев» (2002) www.fezmogilev.by,

СЭЗ «Гродноинвест» (2002), www.grodnoinvest.com

Справочно. По состоянию на 1 марта 2017 г. в качестве резидентов СЭЗ зарегистрировано 410 компаний, на которых занято порядка 123,5 тыс. человек.



Для всех белорусских СЭЗ установлен единый специальный правовой режим деятельности их резидентов.

Для получения статуса резидента СЭЗ необходимо выполнение следующих условий:

объем инвестиций в реализацию проекта не менее 1 млн. евро (или 500 тыс. евро при условии их инвестирования в течение 3 лет с даты регистрации).

создание и (или) развитие производства, ориентированного на экспорт и (или) импортозамещение.

Справочно. Резидентам СЭЗ запрещена следующая деятельность:

производство, переработка, хранение, реализация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств; радиоактивных и наркотических средств, психотропных веществ;

производство алкогольных напитков, за исключением шампанского, виноградных вин и пива;

производство табачных изделий;

изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

лотерейная деятельность;

подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;

лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;

лечение животных с особо опасными заболеваниями;

деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, за границей.

 Резидентам СЭЗ предоставляются следующие льготы и преференции:

1. прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства на экспорт или другим резидентам белорусских СЭЗ, освобождается от налога на прибыль в течение десяти лет от даты объявления ими валовой прибыли; в дальнейшем применяется пониженная на 50% ставка налога на прибыль (но не более чем 12%);

2. освобождение от налога на недвижимость:

в течение трех лет с момента регистрации в СЭЗ по зданиям и сооружениям, возникшим (приобретенным) в этот период;

по зданиям и сооружениям, расположенным на территории соответствующей СЭЗ, независимо от направления их использования (при условии реализации продукции на экспорт и (или) другим резидентам белорусских СЭЗ);

3. освобождение от уплаты земельного налога за земельные участки:

на период проектирования и строительства объектов, но не более пяти лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ;

с 01.01.2017 по 31.12.2021 независимо от направления их использования (при условии реализации продукции на экспорт и (или) другим резидентам белорусских СЭЗ);

4. освобождение от уплаты арендной платы за земельные участки:

на период проектирования и строительства объектов, но не более пяти лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ;

независимо от направления их использования (при условии реализации продукции на экспорт и (или) другим резидентам белорусских СЭЗ);

5. освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым резидентом СЭЗ для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

6. финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ, в первоочередном порядке за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах, в случае реализации резидентом СЭЗ инвестиционного проекта с заявленным объемом инвестиций более 10 млн. евро.

Справочно. Особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на банки и страховые организации, общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, операции с ценными бумагами; реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории.

Основные документы, регулирующиедеятельность СЭЗ в Республике Беларусь

1. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З ”О свободных экономических зонах“;

2. Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 ”О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь“;

3. Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 66 ”Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон“;

4. указы Президента Республики Беларусь о создании СЭЗ
(от20 марта 1996 г. № 114 О свободныхэкономических зонах на территории Республики Беларусь“; от 2 марта 1998 г. № 93 О создании свободных экономических зон Минск“ и Гомель-Ратон“; от 4 августа 1999 г. № 458 О создании свободной экономической зоны Витебск“; от 31 января 2002 г. № 66 О создании свободной экономической зоны Могилев“; от 16 апреля 2002 г. № 208 ”О создании свободной экономической зоны Гродноинвест);

5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (статьи 326 и 327).

Таможенное регулирование

Основным документом, регламентирующим порядок и условия применения таможенного законодательства для резидентов СЭЗ, является Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.

Единую таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - таможенная территория Союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Армения.Пределы таможенной территории Союза являются таможенной границей Союза.

Для каждого резидента СЭЗ по его заявлению, решением администрации СЭЗ по согласованию с таможней в регионе деятельности которой находится резидент СЭЗ, определяются пределы свободной таможенной зоны (далее - СТЗ).

При помещении товаров под таможенную процедуру СТЗ товары размещаются и используются в пределах территории СТЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

Справочно.Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус товаров таможенного союза.

Товары, изготовленные (полученные) из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, а также товары, изготовленные (полученные) из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров таможенного союза, не помещенных под таможенную процедуру СТЗ, приобретают статус товаров Таможенного союза.

Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров таможенного союза, приобретают статус иностранных товаров.

Таможенные льготы при вывозе товаров за пределы территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ:

1. освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, при помещении резидентами СЭЗ под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, изготовленных (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ;

2. освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (по сырью, помещенному под таможенную процедуру СТЗ) при вывозе готовой продукции за пределы таможенной территории Союза.“