Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню
Главная / Малый и средний бизнес / Беларусь в рейтинге "Ведение бизнеса"

Беларусь в рейтинге "Ведение бизнеса"

O проекте "Ведение бизнеса"

Проект «Ведение бизнеса» позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в {DBEconomies} странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях.

Проект «Ведение бизнеса», реализация которого началась в 2002 году, посвящен деятельности национальных малых и средних предприятий и оценке нормативных актов, регулирующих их деятельность на протяжении всего жизненного цикла. Методика исследования «Ведение бизнеса» и типовая модель анализа затрат являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

В рамках исследования осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами и в динамике, тем самым проект «Ведение бизнеса» побуждает страны к более эффективному регулированию, обеспечивает измеримые ориентиры для проведения реформ и служит ресурсом для ученых, журналистов, исследователей из частного сектора и других лиц, интересующихся деловым климатом в каждой стране.

Кроме того, проект «Ведение бизнеса» предлагает развернутые субнациональные доклады, в которых дается исчерпывающий анализ регулирования предпринимательской деятельности и реформ в разных городах и регионах конкретной страны. Эти доклады содержат данные о степени легкости ведения бизнеса, рейтинге каждого региона и о реформах, которые рекомендуется провести для повышения оценки по каждой из тематических категорий, к которым относятся составляемые показатели. Участвующие в исследовании города могут сравнивать действующие у них нормы регулирования предпринимательской деятельности с другими городами страны или региона, а также с городами {DBEconomies} стран, включенных в рейтинг проекта «Ведение бизнеса».

Первый доклад «Ведение бизнеса» опубликованный в 2003 году, охватывал 5 наборов показателей по 133 странам. Доклад этого года охватывает 11 наборов показателей по {DBEconomies} странам. Проект «Ведение бизнеса» дорабатывается с использованием отзывов представителей правительств, ученых, специалистов-практиков и рецензентов. Изначально определенное назначение проекта остается неизменным: дать объективную основу для понимания и совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности по всему миру.

О результатах Республики Беларусь в отчете Ведение бизнеса

Четырнадцатый доклад Всемирного банка «Ведение бизнеса 2017: Равные возможности для всех».

 

Республика Беларусь заняла 37-е место среди 190-ти государств мира, улучшив при этом свои позиции сразу на 13 рейтинговых пунктов.

За одиннадцать лет участия в исследовании Беларусь прошла путь из последней четверти стран в первую четверть лучших мировых практик.

«Ведение бизнеса» проводит анализ правовых норм, применяемых в отношении частных предприятий по 11 областям их жизненного цикла. В этом году десять из этих областей были включены в совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса. В их число входят: «Создание предприятий», «Получение разрешений на строительство», «Подключение к системе электроснабжения», «Регистрация собственности», «Получение кредитов», «Защита миноритарных инвесторов», «Налогообложение», «Международная торговля», «Обеспечение исполнения контрактов», «Разрешение неплатежеспособности».  «Ведение бизнеса - 2017» также  измеряет «Регулирование рынка труда», показатель, который в этом году не входит в рейтинг.

С этого года «Ведение бизнеса» учитывает также гендерные аспекты в четырех из одиннадцати показателей.

Показатели «Создание предприятий», «Регистрации собственности» и «Обеспечения выполнения контрактов» включили гендерные аспекты впервые в этом году. Индикатор «Регулирования рынка труда» охватил гендерные аспекты в прошлогоднем отчете.

В этом году отчет расширил показатель «Налогообложение»  он теперь охватывает процессы после подачи отчетности и уплаты налогов – что происходит после того как компания заплатила налоги, включая возврат налогов, налоговый аудит и апелляция по административным налогам.

В этом году отчет так же включает как приложение исследование пилотного индикатора по правилам государственной закупки.

 

Беларусь вошла в группу ведущих стран, которые за 2015/2016 годы, достигли наилучших результатов по улучшению показателей «Ведения бизнеса». Помимо Беларуси в топ-10 вошли Бруней Даруссалам, Казахстан, Кения, Индонезия, Сербия, Грузия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн.

 

Топ-лист отчета «Ведение бизнеса 2017» в этом году возглавила Новая Зеландия. Далее следуют: Сингапур; Дания; СAP, Гонконг, Китай; Республика Корея; Норвегия; Великобритания; США; Швеция; Македония БРЮ; Тайвань, Китай. Как и в прошлогоднем отчете, замыкает рейтинг Эритрея.

Среди стран постсоветского пространства самое высокое
12-е место занимает Эстония (11-е место в отчете ”Ведение бизнеса 2016“). Следом за ней идет Латвия – 14-е место
(17-е место годом ранее), Грузия – 16-е место (23-е место годом ранее), Литва – 21-е место (та же позиция годом ранее), Польша – 24 место (25- е место годом ранее).

В странах-партнерах по ЕАЭС сложились следующие рейтинговые позиции: Казахстан 35-е место (51-е в отчете ”Ведение бизнеса 2016“), Армения 38-е место (43-е годом ранее), Россия 40-е место (36-е годом ранее), Кыргызстан 75-место
(73-е годом ранее).

 

В структуре исследуемых при составлении отчета ”Ведение бизнеса 2017“ сфер ”жизнедеятельности“ бизнеса сложились следующие позиции Беларуси:

”Создание компании“ – 31-е место (в отчете ”Ведение бизнеса 2016“ – 30-е);

”Получение разрешений на строительство“ – 28-е место (25-е);

”Подключение к системе энергоснабжения“ – 24-е место (74-е);

”Регистрация собственности“ – 5-е место (7-е);

”Получение кредита“ – 101-е место (109-е);

”Защита миноритарных инвесторов“ – 42-е место (62-е);

”Налогообложение“ – 99-е место (95-е);

”Международная торговля“ – 30-е место (30-е);

”Обеспечение исполнения контрактов“ – 27-е место (28-е);

”Разрешение неплатежеспособности“ – 69-е место (95-е).

 

Рейтинг страны вырос по шести из указанных выше показателей, причем по одному из них – значительно.

Наибольший прогресс отмечен в категории ”Подключение к системе электроснабжения“ (+50 пунктов) за счет упрощения процесса присоединения к электрическим сетям: введен принцип ”одно окно“ при подключении электроустановок к электрическим сетям энергоснабжающих организаций ГПО Белэнерго.

Реализованная реформа позволила сократить необходимые для такого подключения количество процедур (с 7 до 4) и дней (со 112 до 105). Также уменьшена стоимость с 296,2 до 119,3 % от дохода на душу населения. В настоящем отчете по показателю ”Подключение к системе электроснабжения“ мы получили 7 из 8-ми возможных баллов по индексу надежности электроснабжения и ”прозрачности“ тарифов.

Улучшены значения по таким показателям, как ”Регистрация собственности“ (+2 позиции), ”Получение кредита“ (+8 позиций), ”Защита миноритарных инвесторов“ (+20 позиций), ”Обеспечение исполнения контрактов“ (+1 позиция), ”Разрешение неплатежеспособности“
(+26 позиций).

По оценке Всемирного банка в отчете ”Ведение бизнеса 2017“Беларуси помимо реформы по показателю ”Подключение к системе электроснабжения“ засчитаны реформы по следующим показателям:

”Регистрация собственности“ - признано, что в Беларуси повышена прозрачность и надежность административных процедур при регистрации собственности. По данным Всемирного банка для того, чтобы приобрести и зарегистрировать права собственности на недвижимость, компании необходимо пройти 2 процедуры и затратить 3 дня;

”Получение кредита“ - кредитный регистр в Беларуси начал предоставлять новый вид услуг - кредитный скоринг, в котором скоринговая модель построена на данных всех белорусских банков, и позволяет проводить оценку способности кредитополучателей погасить долг. Данная мера позволила Беларуси получить по индексу кредитной информации 7 баллов из 8-ми возможных;

”Защита миноритарных инвесторов“ - усилена защита миноритарных акционеров, повышена корпоративная прозрачность компании. Выросли значения по всем индексам, являющихся основой показателя, и составляют следующие значения: индекс уровня защиты миноритарных инвесторов 6,3 балла из 10 возможных (в странах ОЭСР6,5), индекс столкновения интересов 5,7 баллов (в странах ОЭСР 6,3), индекс акционерного управления 7 баллов (в странах ОЭСР 6,6).

Нельзя не отметить достижения Беларуси по улучшению на
26 позиций значений показателя ”Разрешение неплатежеспособности“, характеризующего временные и финансовые затраты, а также конечный исход процесса разрешения неплатежеспособности предприятий.

Так, среднее время на ликвидацию предприятия в Беларуси сократилось в два раза: с 3-х до 1,5 года, средние затраты на осуществление процедур банкротства - с 22 до 20 % от стоимости объекта недвижимости. Также на 1 балл улучшено значение индекса эффективности нормативно-правовой базы (составил 10 баллов, в станах ОЭСР 12,1 балл).

 

Совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса также оценивается на основании данных показателя удаленности от передового рубежа, который позволяет оценить в абсолютном выражении показатели, характеризующие правовой режим страны, и то, насколько они изменились с течением времени.

 

Данный показатель показывает насколько та или иная страна удалена от передового рубежа, принимает значения равные значениям, характерным для передовой практики для того или иного показателя, выявленной среди всех стран за период с 2005 года. Показатель удаленности от передового рубежа для страны принимает значения от 0 до 100 баллов, где 0 баллов присваивается наихудшим показателям, а передовой рубеж получает 100 баллов.

Чем выше балл, полученный по показателю удаленности от передового рубежа, тем благоприятнее предпринимательская среда и прочнее правовые институты в стране.

Беларусь за 8 лет приблизилась к передовому рубежу на 22,25 пунктов, и в исследовании ”Ведение бизнеса 2017“ получила по данному показателю 74,13 балла из 100 возможных. Полученный результат позволяет нам говорить о том, что разрыв между достижениями страны и передовым рубежом, рассчитанным на основе наилучших показателей по всем странам и за все годы, составляет 25, 87 баллов.

В целом начиная с 2005 года (отчет ”Ведение бизнеса 2006“), согласно опубликованным на официальном сайте Всемирного банка данным, в нашей стране проведено 37 реформ –  Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов и занимает пятое место среди 190-стран мира по количеству проведенных реформ во всех сферах предпринимательской деятельности.