Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню

Имущественные отношения

Приватизация государственного имущества.

1. Процесс приватизации государственного имущества начался в 1991 году.

К числу основных законодательных актов, регламентирующих приватизацию государственных активов в Республике Беларусь, относятся:

 Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (определяет основные принципы, способы, условия и порядок приватизации, объекты и субъекты приватизации);

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (определяет перечень видов государственного имущества, которое не может быть приватизировано в силу своего функционального назначения);

Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» (устанавливает порядок эмиссии и обращения именных приватизационных чеков Республики Беларусь, их использования в период безвозмездной приватизации государственной собственности в Республике Беларусь, государственные гарантии их владельцам);

Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (регулирует отдельные процедурные вопросы приватизации и обращения акций на рынке ценных бумаг). 10 сентября 2012 г. был издан Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О внесении изменений и дополнения в Декреты Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 и от 14 апреля 2008 г. № 7», изменивший подходы к приватизации: от принципов планирования к индивидуальному («точечному») подходу к приватизации путем привлечения стратегического инвестора, способного обеспечить развитие предприятия в долгосрочной перспективе, выполнение определенных социальных гарантий.

В настоящее время в республике при наличии инвестора может быть рассмотрен вопрос о приватизации любого белорусского предприятия с учетом перспектив развития предприятия, отрасли и региона, на территории которого предприятие осуществляет производственную деятельность. Главное при этом, чтобы приватизация была выгодна для государства, инвестора, трудового коллектива, и при этом инвестор обеспечивал устойчивое развитие приватизированного предприятия и выполнял условия приватизационной сделки.

На практике механизм осуществления приватизации сведен к трем этапам:

§  совместно с потенциальными инвесторами при участии заинтересованных органов государственного управления определяются условия приватизации;

§  решение о приватизации принимается в индивидуальном порядке, по республиканской собственности – Главой государства, а по коммунальной – местными исполнительными и распорядительными органами или органами местного самоуправления;

§  после принятия решения о приватизации, в случае наличия нескольких потенциальных инвесторов проводится открытый аукцион или конкурс, в котором может принять участие любой желающий. По итогам заключается договор (при наличии только одного претендента заключается прямой договор купли-продажи).

Четко определены государственные органы и организации (Государственный комитет по имуществу, отраслевые министерства и исполкомы, Национальное агентство инвестиций и приватизации), сопровождающие и направляющие потенциального инвестора, начиная от предоставления справочной информации об объектах приватизации и заканчивая оформлением сделки купли-продажи.

В законодательстве закреплены равные права иностранных и внутренних инвесторов на участие в приватизации государственного имущества.

Справочно:

В приватизационном процессе могут участвовать физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных организаций и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых количество акций (размер доли), принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, превышает 50 процентов, иностранные государства и их административно-территориальные единицы, международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства», государству предоставляется исключительное право собственности на имущество(право осуществления деятельности), использование которого (которая) может причинить ущерб суверенитету, национальным интересам, территориальной целостности и безопасности государства, правам и свободам граждан. Такое исключительное право не ограничивает развитие частного бизнеса, так как Закон действует в отношении активов, которые находились в государственной собственности на момент его вступления в силу, а также видов деятельности, финансируемых из бюджета. Определены объекты, не подлежащие приватизации, включая земли сельскохозяйственного назначения, земли рекреационного и природоохранного назначения, недра, воды, леса, а также другие природные и иные объекты.

Однако в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. «О концессиях» такие объекты могут передаваться в концессию инвесторам (за исключением государственных юридических лиц). Концессией является основанное на концессионном договоре право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности. Выбор концессионера осуществляется, как правило, путем проведения открытого конкурса или аукциона. Концессионерам предоставляются гарантии, предусмотренные законодательством для инвесторов. Концессионный договор может заключаться на срок до 99 лет, если в отношении отдельных объектов концессии меньший срок не установлен законодательными актами. Концессионным договором в соответствии с законодательными актами либо по решению Президента Республики Беларусь могут быть предусмотрены льготы и преференции для концессионеров и (или) организаций, в установленном порядке созданных в Республике Беларусь концессионером либо с его участием.

2. Приватизация объектов государственной собственности может осуществляться следующими способами:

üпродажа акций (долей в уставных фондах), принадлежащих государству, а также предприятий как имущественных комплексов на аукционе или в рамках конкурсных торгов;

üпродажа принадлежащих государству акций по результатам доверительного управления такими акциями.

Процедурные вопросы продажи государственных активов урегулированы в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1929 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества».

Законодательством предоставлена возможность приобретения государственного имущества единственным участником аукциона либо конкурса в случае, если аукцион (конкурс) признан несостоявшимся в силу того, что заявка на участие в нем подана только одним участником либо для участия в нем явился только один участник. При этом предмет аукциона (конкурса) продается этому участнику при его согласии по начальной цене, увеличенной на 5 процентов. Кроме того, инвесторы могут вносить денежный либо неденежный вклад в уставный фонд акционерного  общества, создаваемого в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, с приобретением акций, принадлежащих государству, на сумму, эквивалентную вкладу инвестора.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций» существует возможность продажи нерентабельных государственных предприятий за одну базовую величину (по состоянию на 1 января 2017 г. около 9 евро) или по льготной цене.

Справочно:

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, в отличие от законодательства ряда стран СНГ, объекты недвижимости не являются объектами приватизации.

На законодательном уровне закреплен принцип транспарентности проведения приватизации. Все значимые этапы процесса приватизации, включая сведения о проданных объектах раскрываются посредством опубликования в СМИ и размещения на официальных сайтах государственных органов (Государственного комитета по имуществу, Национального агентства инвестиций и приватизации, республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома).

4. За период 1991–2015 гг. по данным Государственного комитета по имуществу реформировано свыше 5146 государственных предприятий. Больше всего были затронуты сферы торговли, услуг (общественного питания, бытового обслуживания), легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, строительной индустрии, отраслей по переработке сельхозпродукции, и обслуживающих сельское хозяйство.

В 2011–2015 годах практически завершено преобразование в открытые акционерные общества крупнейших предприятий республики, функционирующих в конкурентных областях, в том числе в отраслях нефтехимии, машиностроения и приборостроения, для осуществления, при целесообразности, последующей приватизации с привлечением иностранных инвестиций. Преобразованы в акционерные общества такие крупные республиканские предприятия, как МАЗ, БЕЛАЗ, БЕЛОМО, Минский моторный завод, Интеграл, Беларуськалий и др. Стратегией социально-экономического развития республики в ближайшие несколько лет намечено полностью завершить преобразование в акционерные общества всех государственных предприятий, подлежащих приватизации.

Справочно:

Только за 2011 – 2013 гг. преобразовано 268 государственных унитарных предприятий, а в целом за период 2011–2015 гг. преобразовано
в открытые акционерные общества 340 государственных унитарных предприятий.