Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню
Главная / Новости

Встраивание механизма ГЧП в белорусскую экономику обсудили на образовательном семинаре

7 июня 2019 года в г. Минске состоялся образовательный семинар на тему «Основные изменения в законодательстве и особенности реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства». Он стал первым мероприятием в рамках компонента по укреплению потенциала для государственно-частного партнерства (ГЧП) Программы в поддержку развития частного сектора Республики Беларусь, которая реализуется в нашей стране Всемирным банком при финансировании Евросоюза. Соорганизатором семинара выступила компания АО «ТРАНСПРОЕКТ Групп».

В семинаре приняли участие заместитель Министра экономики Елена Перминова, председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Владислав Щепов, глава Представительства Всемирного банка в Республике Беларусь Алекс Кремер, заинтересованные представители государственного сектора, общественных объединений и научно-академического сообщества.

В своем приветственном слове Алекс Кремер рассказал о том, что в переговорах с ним частные иностранные инвесторы выражают высокую заинтересованность в инвестировании в Беларусь. По мнению главы Представительства Всемирного банка, такой интерес создает серьезную возможность для решения вопроса достаточного финансирования инфраструктуры в нашей стране за счет механизмов ГЧП. «Все зависит от того, в какой степени будут отработаны процедуры и как скоро заинтересованные органы смогут перейти к практической реализации проектов государственно-частного партнерства», - подчеркнул Кремер.

В свою очередь Елена Перминова отметила актуальность института государственно-частного партнерства, которая предопределена как ограниченностью бюджетных средств на развитие инфраструктуры, так и необходимостью повышения качества оказываемых населению услуг.

«В целом, я оптимистично отношусь к процессу встраивания механизма ГЧП в нашу экономику. На данный момент мы уже достигли этапа конкурса по первому отечественному пилотному проекту – «Реконструкции участка автодороги М-10». Более того, проект вызывает большой интерес у потенциальных частных партнеров», - сказал заместитель Министра экономики.

Она напомнила, что в рамках мероприятий Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., каждому региону необходимо заключить не менее одного соглашения по проекту, реализуемому с механизмом ГЧП. И оптимально реализовать их в течение следующей пятилетки.

«Времени мало. Наша задача –  создать сегодня необходимые предпосылки и проложить дорогу для новых проектов в сферах образования, здравоохранения, мусоропереработки и других направлениях. Но для ее реализации необходимо доскональное знание действующего законодательства, а также понимание как применять его на практике»,  - резюмировала Елена Перминова.

Участники семинара ознакомились с актуальными юридическими аспектами государственно-частного партнерства в Республике Беларусь и обсудили особенности инициирования, подготовки и финансирования проектов ГЧП, отражения ключевых положений проектов в соглашениях о ГЧП и договорах о взаимодействии, проведения конкурсов по отбору частных партнеров и разрешения проблемных аспектов в данной сфере.

В качестве спикеров выступили приглашенные международные эксперты, имеющие многолетний опыт участия в проектах ГЧП, а также представители Минэкономики и Национального агентства инвестиций и приватизации, принимавшие непосредственное участие в формировании нормативной правовой базы для данного механизма в Республике Беларусь.

 Государственно-частное-партнерство (ГЧП) – это модель сотрудничества государства и бизнеса, которая позволяет реализовать важные социальные проекты с помощью инноваций, капитала и ресурсов частного бизнеса, без перегрузки бюджета. В самом общем виде, контракт ГЧП предполагает, что частный партнер создает и в течение оговоренного контрактом срока (обычно 10-20 лет) обслуживает инфраструктурный объект, при этом возврат вложенных инвестиций может быть обеспечен за счет платы пользователей либо бюджета, либо сочетания этих двух источников. По истечении срока контракта актив, как правило, переходит в собственность государства (муниципалитета).

Для создания институциональной среды для реализации проектов ГЧП в Республике Беларусь в 2014 году был создан Межведомственный инфраструктурный координационный совет и Центр ГЧП, который является структурным подразделением Национального агентства инвестиций и приватизации.

В 2015 году был принят Закон «О государственно-частном партнерстве». 31 июля 2018 года в него внесены изменения: расширена сфера применения ГЧП на всю инфраструктуру, в том числе находящуюся в собственности частного бизнеса; уточнены и расширены функции государственного партнера, введены два вида конкурса (двух- и трехэтапный), закреплены гарантии и расширены права частных партнеров и др. Изменения вступили в силу с 1 февраля 2019 года.

Для оценки общегосударственной потребности в объектах инфраструктуры на долгосрочную перспективу в 2015 году МИКС утвердил Национальную инфраструктурную стратегию Республики Беларусь до 2030 года (НИС). Ежегодно происходит актуализация НИС.

В рамках НИС определен Топ-100 инфраструктурных проектов, в том числе, для возможной реализации на принципах ГЧП. Данным перечнем могут руководствоваться как заинтересованные государственные органы и организации, так и частные инвесторы (частная инициатива) при подготовке предложений о реализации проектов ГЧП.

В 2018 г.  МИКС одобрил первый пилотный проект ГЧП «Реконструкция автомобильной дороги М-10: граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин, км 109,9 – км 195,15», инициатором которого выступает Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Реализация проекта М-10 осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2018 г. № 461, которым установлены условия реализации проекта. Государственным партнером выступит Министерство транспорта и коммуникаций. Частный партнер, определяемый по результатам конкурса, будет отвечать за проектирование, реконструкцию (в течение 2 лет), финансирование, содержание и техническое обслуживание (в течение 18 лет) участков автодороги М-10.