Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню
Главная / НИЭИ / Конъюнктурные опросы

Конъюнктурные опросы


ИТОГИ КОНЪЮНКТУРНОГО ОПРОСА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ – СЕНТЯБРЬ 2017 ГОДА


Конъюнктурные опросы являются эффективным и широко признанным в мировом сообществе инструментом анализа и прогнозирования экономической активности. Впервые данная система обследований хозяйственной деятельности была реализована Мюнхенским институтом экономических исследований (IFO) в 1949 году среди руководителей промышленных предприятий Германии. С 1962 года, в рамках специальной программы Комиссии Европейского Союза, опросы стали проводиться по единой системе во всех европейских странах, а начиная с 1992 года – в странах СНГ.

Цель обследований деловой активности (конъюнктурных опросов) – получение оперативной и качественной информации об условиях функционирования предприятий и результатах их деятельности, важнейших факторах, сдерживающих производственную активность, а также прогнозов изменения деловой активности в краткосрочной перспективе.

В отличие от обычной статистики обследования деловой активности используют технику тестирования и обобщения мнений руководителей о характере протекающих на их предприятиях процессов. По своей природе собираемая информация носит качественный, а не количественный характер и дает комплексную оценку текущей ситуации, а также ее предыдущего и будущего состояний. Формирование мнений респондентов происходит как под влиянием тенденций, сложившихся на вверенном им предприятии, так и реального экономического положения страны в целом. Их ожидания и намерения являются опережающими индикаторами возможных ближайших изменений на макроуровне, так как в экономике существует взаимообусловленность макроэкономических тенденций и мотивов поведения субъектов микроуровня.

В Республике Беларусь обследования деловой активности реализуются ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь» с 1994 года. При этом результаты проводимых конъюнктурных опросов тесно коррелируют с данными Национального статистического комитета Республики Беларусь и достаточно точно отражают направление реально складывающихся тенденций в промышленности (см. рисунок).

Фактически получаемая выборка опрашиваемых предприятий является в полной мере репрезентативной, адекватно характеризует протекающие в экономике процессы, и, соответственно, позволяет использовать результаты конъюнктурных опросов в качестве необходимого эмпирического материала для анализа сложившейся конъюнктурной ситуации, а также при составлении краткосрочных экономических прогнозов.