Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню
Главная / Санация и банкротство / Вниманию временных (антикризисных) управляющих!

О порядке организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)

Письмо Министерства экономики Республики Беларусь

от 05.11.2019 № 13-02-08/9531

«Об электронных торгах в процедурах банкротства»

 

В целях обеспечения единообразного применения законодательства о порядке организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), доводим до сведения нижеследующее.

Организация продажи имущества должника является одной из важнейших обязанностей антикризисного управляющего. Повышение эффективности результатов продажи напрямую влияет на объем оборотных средств, привлекаемых в процедуре санации, или на уровень удовлетворения требований кредиторов в процедуре ликвидационного производства.

1. Распоряжение имуществом должника – право антикризисного управляющего, которое связано с определенными ограничениями.

Согласно частям третьей - пятой статьи 100 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) продажа предприятий как имущественных комплексов (далее – ПИК) или иного имущества должников осуществляется по решению антикризисного управляющего, согласованному с собранием (комитетом) кредиторов должника. В отношении государственных, градообразующих и приравненных к ним организаций такое решение подлежит обязательному согласованию с уполномоченным государственным органом.

Таким образом, продажа имущества должника в процедурах санации и ликвидационного производства антикризисным управляющим осуществляется только по согласованию с собранием кредиторов (или комитетом кредиторов, если собранием кредиторов передана компетенция по данному вопросу).

2. Торги по продаже имущества должника, в том числе его дебиторской задолженности, могут проводиться в электронной форме.

Согласно части третьей статьи 127 Закона торги в электронной форме в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) проводятся в порядке, установленном актами законодательства. Данная норма вводит изъятие из общего порядка проведения торгов для сферы электронных торгов.

Такой порядок установлен Инструкцией о порядке организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 01.04.2019 № 9 «Об электронных торгах по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)»[1], (далее – постановление №9, Инструкция).

Обращаем внимание, что постановлением № 9 не предусмотрены переходные положения. То есть с 13.11.2019 года электронные торги необходимо проводить в соответствии с Инструкцией, в том числе в отношении имущества ранее продаваемого на электронных торгах в соответствии с Правилами проведения торгов в электронной форме в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2012 № 100 «Об утверждении Правил проведения торгов в электронной форме в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)»[2].

3. Принимая во внимание, что в отношении электронных торгов Инструкцией установлен особый порядок их проведения, полагаем, что вопрос определения формы проведения торгов (в общем порядке или в электронной форме) должен быть рассмотрен собранием или комитетом кредиторов. Соответствующее решение должно быть отражено в протоколе заседания собрания (комитета) кредиторов.

Указание формы проведения торгов, порядок продажи имущества, в том числе начальная и минимальная цены для первых и повторных торгов, размер шага может быть включено антикризисным управляющим в план санации или ликвидации (прекращения деятельности должника-индивидуального предпринимателя), представленный на утверждение собранию кредиторов, при внесении в него мероприятий, касающихся продажи имущества должника.

4. Пунктом 2 постановления № 9 определены требования, которым должны соответствовать юридические лица, уполномоченные антикризисными управляющими на проведение электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) в соответствии с договорами на оказание услуг по обеспечению проведения электронных торгов на электронной торговой площадке (далее – оператор электронной торговой площадки).

В целях упрощения поиска оператора электронной торговой площадки в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте https://bankrot.gov.by/  будет размещен список юридических лиц, предлагающих услуги по проведению электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства).

5. Электронные торги проводятся без создания комиссии, в связи с тем, что проводятся они в виртуальном пространстве. При этом функции комиссии, которые могут быть ей делегированы в рамках общего порядка проведения торгов, четко закреплены за различными сторонами электронных торгов, в том числе:

организация проведения электронных торгов – антикризисный управляющий;

оформление результатов электронных торгов, определение победителя или принятие иного решения по результатам торгов – оператор электронной торговой площадки и (или) антикризисный управляющий;

споры по результатам электронных торгов разрешаются в судебном порядке.

6. Согласно части первой пункта 5 Инструкции по лоту, выставляемому на электронные торги, устанавливается в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) цена, с которой начинаются электронные торги (далее - начальная цена), и цена, ниже которой он не может быть продан (далее - минимальная цена).

6.1. Для первых электронных торгов начальная цена устанавливается с учетом положений частей десятой и одиннадцатой статьи 127 Закона, то есть начальная цена имущества должника (за исключением его дебиторской задолженности) определяется по результатам оценки, проведенной в соответствии со статьей 44 Закона, подлежит одобрению собранием (комитетом) кредиторов и по ходатайству управляющего утверждается судом.

В отношении дебиторской задолженности должника начальная цена определяется собранием (комитетом) кредиторов в соответствии с документами, подтверждающими наличие такой задолженности, и может быть понижена не более чем на десять процентов.

Начальной ценой ПИКа является стоимость предприятия должника, определенная при проведении оценки (часть пятая статьи 130 Закона).

6.2. Для повторных электронных торгов пунктами 30, 34 Инструкции предусмотрен предельный размер снижения начальной цены (не более чем на тридцать или сорок процентов соответственно). Порядок снижения начальной цены Инструкцией не устанавливается.

Таким образом, учитывая нормы части тридцать девятой статьи 127 Закона начальная цена для повторных электронных торгов снижается судом по ходатайству антикризисного управляющего с согласия собрания (комитета) кредиторов.

6.3. Предельный размер установления минимальной цены определен в пунктах 5, 30, 32, 34 Инструкции.

Порядок установления минимальной цены Инструкцией не предусмотрен.

Согласно абзацу двенадцатому части пятой статьи 55 Закона к компетенции собрания кредиторов относится решение иных вопросов, возникающих в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Установление минимальной цены для электронных торгов является одним из таких вопросов. Решение принимается собранием кредиторов по общему порядку, установленному в части первой статьи 57 Закона.

Принятие решения об установлении минимальной цены может быть отнесено собранием кредиторов к компетенции комитета кредиторов.

Обращаем внимание, что законодательством собрание кредиторов (комитет кредиторов, если собранием кредиторов к его компетенции отнесен вопрос установления минимальной цены) не ограничено в праве передачи полномочий по установлению минимальной цены антикризисному управляющему.

Решение об установлении минимальной цены либо решение о передаче полномочий по установлению минимальной цены антикризисному управляющему должно быть отражено в протоколе заседания собрания или комитета кредиторов.

6.4. При снижении начальной цены и установлении минимальной цены, в том числе для повторных электронных торгов, в качестве точки отсчета берется начальная цена лота, установленная в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) для первых электронных торгов.

Пример.

Согласно пункту 30 Инструкции начальная цена лота, выставляемого на повторные электронные торги, снижается не более чем на тридцать процентов. Минимальная цена лота, выставляемого на повторные электронные торги, устанавливается путем снижения начальной цены не более чем на восемьдесят процентов.

То есть, если начальная цена лота на первых электронных торгах составила 100 рублей, начальная цена лота на повторных электронных торгах может быть снижена не более чем на 30 рублей и составит не менее 70 рублей. Минимальная цена лота на повторных электронных торгах может быть снижена не более чем на 80 рублей и составит, соответственно, не менее 20 рублей.

6.5. Исходя из сути метода проведения электронных торгов (когда в ходе электронных торгов начальная цена лота ежечасно начиная со второго часа проведения электронных торгов при отсутствии ставок на повышение начальной цены снижается равными долями до минимальной цены лота), начальная цена не может быть ниже или равной минимальной цене на электронных торгах. Полагаем, что разницу между начальной и минимальной ценой следует устанавливать не менее чем размер шага электронных торгов.

7. Извещение о проведении электронных торгов по форме согласно приложению 1 к Инструкции размещается антикризисным управляющим не менее чем за тридцать дней до даты начала электронных торгов в Едином государственном реестре сведений о банкротстве и на сайте оператора электронной торговой площадки, с которым заключен договор на оказание услуг по проведению электронных торгов.

8. Электронные торги по продаже имущества должника в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) проводятся методом повышения или понижения начальной цены (приложение 2).

В ходе электронных торгов начальная цена лота ежечасно начиная со второго часа проведения электронных торгов при отсутствии ставок на повышение начальной цены снижается равными долями до минимальной цены лота.

Пунктом 14 Инструкции предусмотрен перечень сведений, которые должны отображаться с начала электронных торгов в аукционном зале по каждому лоту, в том числе:

актуальное количество зарегистрированных участников;

начальная цена лота;

время, оставшееся до завершения электронных торгов, в течение которого участники могут сделать ставку;

размер шага электронных торгов;

ставки участников с указанием их логинов и время, когда эти ставки были сделаны.

Инструкцией в данный перечень не включена текущая (складывающейся в ходе электронных торгов) и минимальная цены. Однако, по общему правилу оператору следует как в аукционном зале, так и в общем доступе предоставить возможность участникам электронных торгов и посетителям сайта электронной торговой площадки наблюдать за текущим изменением цены. В таком случае участники смогут отследить динамику цены, оценить все риски и вовремя сделать ценовое предложение, увеличив цену на шаг торгов.

9. Установленные Инструкцией сроки в днях определяются календарной датой, то есть включаются нерабочие дни.

10. В связи со спецификой проведения электронных торгов пунктом 20 Инструкции определены следующие случаи признания электронных торгов несостоявшимися, если:

подана заявка на участие в электронных торгах одним участником либо не подана ни одна заявка;

в течение срока проведения электронных торгов один из участников посетил аукционный зал либо ни один из участников не посетил аукционный зал;

не сделано ни одной ставки за время проведения электронных торгов.

Пунктом 27 Инструкции установлено, что результаты электронных торгов аннулируются в случае отказа или уклонения победителя электронных торгов от:

подписания договора купли-продажи;

возмещения затрат, связанных с организацией и проведением электронных торгов.

11. Согласно пункту 29 Инструкции в случае признания электронных торгов несостоявшимися, а также аннулирования результатов электронных торгов антикризисный управляющий по решению собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено планом санации, может выставить предмет электронных торгов на повторные электронные торги.

Повторные электронные торги по каждому лоту проводятся не позднее сорока пяти дней со дня составления протокола о признании электронных торгов несостоявшимися или протокола об аннулировании результатов электронных торгов.

12. В случае если электронные торги по лоту признаются несостоявшимися в связи с тем, что подана заявка на участие в электронных торгах одним участником либо в течение срока проведения электронных торгов один из участников посетил аукционный зал, предмет аукциона продается данному участнику при его согласии по начальной цене, увеличенной на пять процентов в соответствии с частью тридцать первой статьи 127 Закона.

13. В соответствии с подпунктом 11.4. пункта 11 Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» (далее – Указ № 253) имущество сельскохозяйственной организации в процедуре конкурсного производства может быть продано по конкурсу или на аукционе.

Учитывая, что часть третья статьи 127 Закона содержит соответствующее изъятие для торгов в электронной форме, имущество сельскохозяйственных организаций, включенных в перечень сельскохозяйственных организаций, в отношении которых необходимо проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2016 № 889«О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253», а также юридических лиц, указанных в пункте 11-1 Указа № 253, на электронных торгах реализуется с учетом положений данного Указа.

Так, подпунктом 11.4. пункта 11 Указа № 253 установлен специальный порядок снижения начальной цены имущества, выставляемого на повторные торги, который не предусматривает вариативности. В тоже время начальная цена не может быть ниже или равной минимальной цене на электронных торгах (пункт 6.5 настоящего письма). Таким образом, когда снижение начальной цены лота в соответствии с подпунктом 11.4. пункта 11 Указа № 253 достигает 60 % для ПИКа или 80 % для иного имущества электронные торги проводятся только методом повышения.



Заместитель Министра                                                                                                                                                          Ю.А.Чеботарь



[1] Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 01.04.2019 № 9 «Об электронных торгах по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)» вступает в силу 13 ноября 2019 г.[1]

[2] Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2012 № 100 «Об утверждении Правил проведения торгов в электронной форме в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)» признается утратившим силу с 13.11.2019.

Приложение-1

Приложение-2