Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню
Главная / Корпоративные и интегрированные формы управления экономикой / Корпоративное управление / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В XX веке организационные формы корпоративных отношений получили существенное распространение, а уже в начале XXI века корпорации стали основными участниками мировой экономики, и характер их деятельности приобрел транснациональный характер. Ведущей тенденцией развития системы корпоративного законодательства стало непрерывное ее совершенствование. Для Беларуси корпоративные формы управления − явление сравнительно молодое, а само корпоративное законодательство находится на этапе становления. На развитие корпоративных отношений в значительной степени повлияло наличие законодательных механизмов, сдерживающих развитие фондового рынка (мораторий на отчуждение акций, преимущественное право покупки акций государственными органами и т.д.). Кроме этого, непривычность для национальной управленческой культуры новых механизмов и технологий управления компаниями (которые не сразу были восприняты и оценены участниками корпоративных отношений) не способствовали быстрому их внедрению и применению. Указанные обстоятельства предопределили направления и темпы эволюции национального корпоративного законодательства, которое в настоящее время в силу целого ряда объективных и субъективных причин отстает в своем развитии от ближайших соседей (не говоря уже о странах с давно устоявшимся рыночным правопорядком), и располагает не всем арсеналом инструментов корпоративных отношений.  

В условиях глобализации экономических процессов, ужесточения конкуренции необходим поиск оптимальных и эффективных систем управления, законодательно признанных и урегулированных. Мировая практика свидетельствует о том, что преодоление угрозы финансовым отношениям, возможность минимизации существующих рисков обретают весомый успех лишь в стране в развитым правовым регулированием корпоративного управления. В связи с этим корпоративное законодательство становится объектом пристального внимания со стороны государства и в Беларуси.

Рассматривая перспективы развития корпоративного законодательства, прежде всего, следует отметить, что регулирование отношений в данной сфере основывается на тех подходах и принципах корпоративного поведения, которые давно выработаны в качестве образцов лучшей корпоративной практики. В рамках совершенствования законодательства о хозяйственных обществах Минэкономики видит необходимость введения как новых институтов, так и детализации существующих. К наиболее существенным направлениям совершенствования корпоративного законодательства (предполагаемым к включению в проект закона по корректировке Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (включенного в план подготовки законопроектов на 2017 год)) можно отнести следующие.

Ревизия видов хозяйственных обществ. В настоящее время назрела необходимость принятия решения о целесообразности сохранения архаичных видов акционерных обществ (открытых и закрытых), не применяемых в развитых экономиках, и перехода к цивилизованной модели «публичного» акционерного общества. Под влиянием объективных факторов (экономических, приватизационных и др.) существующее в действующем законодательстве разделение акционерных обществ на открытые и закрытые перестало соответствовать действительности. Созданные в процессе преобразования государственных предприятий ОАО не соответствует заявленному статусу и не стремятся к публичности. Вместе с тем, они вынуждены соблюдать законодательные требования, предъявляемые к данной организационно-правовой форме, что вводит в заблуждение инвесторов, которые справедливо полагают, что ОАО − это публичная компания. Стадия существования акционерного общества в закрытой форме должна являться промежуточной, переходной. За ней (в зависимости от обстоятельств) может следовать либо привлечение капитала на открытом рынке, либо «консервация», а возможно, и еще более радикальное «закрытие» путем реорганизации в общество с ограниченной ответственностью. В этой связи закономерно встает вопрос о необходимости выделения таких видов акционерных обществ  как открытое и закрытое.

Совершенствование состава и структуры совета директоров (наблюдательного совета). Грамотно сформированный состав совета директоров (наблюдательного совета) и наличие в его составе независимых членов − одно из ключевых требований, предъявляемых акционерами и инвесторами к органам управления хозяйственного общества. Определение срока полномочий членов этого совета, обеспечение оптимальных условий его функционирования, формирование действенных мотивационных механизмов – все эти вопросы требуют актуализации и/или уточнения.   

Закрепление возможности реорганизации хозяйственных обществ с одновременным сочетанием различных ее форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) позволит минимизировать экономические, технические и процедурные издержки, что является весьма важным и актуальным для хозяйственных обществ ввиду необходимости значительного количества императивно регламентированных действий при принятии решения о реорганизации. Подобные формы реорганизации известны большинству европейских правопорядков, в том числе немецкому и французскому корпоративному праву, а также Российской Федерации.

Одним из недостатков отечественной системы управления хозяйственными обществами (прежде всего, это проявляется в акционерных обществах) является практически полное отстранение акционеров (особенно миноритарных) от информации и документов, касающихся деятельности общества. Информационная закрытость − одна из особенностей действующих акционерных обществ. В этой связи предлагается введение ряда норм, регулирующих объем, формат и сроки предоставления информации акционерам по их требованию. Кроме этого, требует расширения перечень информации, раскрываемой акционерным обществом для всеобщего сведения.

Корректировка Закона в соответствии с Планом действий по улучшению условий ведения бизнеса, реализация которых позволит надежнее защищать права собственности, и в первую очередь − миноритарных акционеров. В частности, предусматривается введение норм:

об обязательном привлечении внешнего аудитора для проверки сделок с заинтересованностью аффилированных лиц;

о раскрытии информации о членах органов управления хозяйственного общества;

об обязательном предложении акционерам акционерного общества при приобретении 50 процентов акций этого общества и др.

С учетом правоприменительной практики, а также значительного количества накопленных актуальных вопросов (правовые пробелы, трудность применения и др.) возникает необходимость корректировки и детализации и отдельных других положений Закона. В частности, это касается:

регламентации процедуры проведения независимой оценки стоимости акций при осуществлении акционерным обществом выкупа акций по требованию акционеров;

регламентации порядка создания (регистрации) счетной комиссии и детализации полномочий ее членов;

определения четкого понятия преобразования хозяйственного обществ (в частности акционерного общества) и других правоотношений.