Версия для слабовидящих
Карта сайта
рус
Меню

Экономический обзор за I полугодие 2021 года

Экономический обзор Министра экономики Республики Беларусь за Iполугодие 2021 года

 

Александр Червяков: экономический рост продолжается, несмотря на санкции

 

→ Рост белорусской экономики в условиях двойного удара

 

Сегодня развитие экономики происходит в условиях двойного удара. Во-первых, на нее продолжает оказывать влияние пандемия COVID-19. Во-вторых, принятые санкционные ограничения со стороны ЕС и США.

Тем не менее, белорусская экономика продолжает сохранять устойчивый рост. По итогам
I полугодия ВВП составил 103,3%. Это выше, чем мы прогнозировали из-за более благоприятной внешней конъюнктуры. При этом данный результат просчитывался с учетом эффективно реализуемых Правительством мер Целевого плана на 2021 год.

 

→ Промышленность – главный драйвер
 роста экономики

 

Восстановление продолжается практически во всех отраслях. Уже сейчас порядка 2/3 экономики находится в «зеленой зоне».

Наибольший вклад по-прежнему обеспечивает промышленность. Фактически более 80% прироста сформировано данной отраслью.

Объем производства по сравнению с прошлым годом вырос на 10,4%. И важно, что этот рост обеспечен высокотехнологичной и экспортоориентированной продукцией: вычислительной, электронной и оптической аппаратурой (прирост производства на 24,5%), продукцией машиностроения (на 22,3%), деревообработки (на 10,5%), фармацевтики (на 9,4%) и др.

Таким результатам способствовали следующие факторы.

Во-первых, спрос на внешнем контуре после пандемии. Растет потребление, рынки открываются. Наша продукция конкурентоспособна и находит своего покупателя. Сегодня Беларусь торгует с более 160 странами мира.

Во-вторых, начинает в полном объеме проявляться эффект от модернизации ряда отраслей: деревообработка, пищевая промышленность, фарминдустрия. Это усиливает наши возможности по увеличению продаж отечественной продукции на мировых рынках.

В-третьих, сработало принятое Главой государства в прошлом году стратегически верное решение не останавливать экономику и продолжать работать. В итоге сохранены производства, компетенции и кадры, что внесло существенный вклад в наблюдаемый результат.

Важно отметить, что руководители промышленных предприятий видят перспективы успешной работы на ближайшее будущее. Оценка индекса промышленного оптимизма, комплексно характеризующего состояние конъюнктуры в промышленности, в июле приросла на 2 пункта (до +7 п.) по сравнению с июнем, а также существенно превышает уровень июля 2020 г. (–13 п.). Аналогично высокое значение индекса было отмечено более 20 лет назад. Зафиксированные ожидания обусловлены снижением складских запасов готовой продукции. Их уровень на 1 июля (56,8%) находится на самой низкой отметке с 2013 года.

 

→ Все отрасли внесли свой вклад в рост экономики

 

Другие отрасли, разумеется, также вносят свой вклад.

Вследствие подъема промышленности, а также активизации международных перевозок увеличились объемы грузооборота (на 1,4%). Наращиваются железнодорожные контейнерные перевозки (рост объемов в 1,4 раза). Восстановлена положительная динамика по грузообороту автомобильного транспорта (103,1%). Увеличена дальность перевозок всех видов транспорта.

К концу Iполугодия полностью восстановлен и обеспечен рост пассажирооборота (+3,4%), несмотря на ограничения полетов со стороны ЕС, иных отдельных стран и на противоковидные меры. Это результат работы по оперативному переориентированию пассажиропотоков, открытию новых направлений пассажирских перевозок, увеличению частоты по действующим маршрутам и договоренностей с нашими партнерами по снятию коронавирусных ограничений. Перемещению пассажиров по странам ЕАЭС способствует использование мобильного приложения «Путешествую без CОVID-19».

Стабильно положительный вклад продолжает давать ИТ-сфера: она выросла на 7,3% и сформировала 0,56 п.п. прироста ВВП.

Постепенно восстанавливается потребительский спрос. «Плюсует» общепит (на 19,3%), в положительной динамике розничный товарооборот(на 0,01%).

В сфере развлечений и туризма по-прежнему ощущается негативное влияние «ковидных страхов», но динамика наблюдаемых показателей также постепенно улучшается, прирастая с каждым месяцем.

Всельском хозяйстве положительный тренд отмечается в сельхозорганизациях по производству молока (рост на 1,8%), крупного рогатого скота (на 2,3%), яиц (на 2,0%). При этом надо понимать, что у отрасли своя специфика: она подвержена влиянию погодных условий и сезонных факторов.

Еще не восстановилась строительная отрасль. Тем не менее строительство жилья, как с господдержкой (122,8%), так и за счет всех источников финансирования (115%) идёт опережающими темпами. Введено в эксплуатацию более 2 млн. кв. метров жилья, в том числе с господдержкой – 632,5 тыс. кв. м. Годовое задание по жилью в целом по стране выполнено на 51% (при плане – не менее 35%), в том числе с господдержкой – 63,3%.

 → Позитивная динамика финансовых показателей организаций

Финансовые результаты в целом показывают позитивную динамику. Выручка от реализации за январь–май выросла более чем на четверть. Чистая прибыль превысила в 3,7 раза показатель аналогичного периода прошлого года.

Снизилось количество убыточных организаций на 2,8% – до 1261. Полученные организациями убытки стали существенно меньше, чем в прошлом году (практически в 5 раз до 886,9 млн. руб.).

По сравнению с началом года суммарная задолженность к годовой выручке снизилась на 3,9 п.п. и на 1 июня составила 57,9%.

 







Доходы населения продолжают свой рост

 

В январе-мае прирост доходов населения в реальном выражении составил 3,5%. Рост заработных плат по I полугодию сложился на уровне 105,6%. По нашим оценкам, номинальные показатели роста фонда заработной платы соответствуют росту производительности труда. То есть здесь ситуация сбалансирована.

Занятость населения также стабильная и контролируемая. В экономике занято 4285,9 тыс. человек. Уровень безработицы в трудоспособном возрасте по методологии МОТ в мае 2021 г. составил 3,9% (в июне 2020 г. – 4,3%). По итогам обследования домашних хозяйств численность безработных в трудоспособном возрасте в мае составила 184,9 тыс. человек, что на 8,9% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

 

Ключевая задача – повысить привлекательность для вложения инвестиций

Сохранение и закрепление положительных тенденций в экономике требует большого пласта работы в сфере привлечения инвестиций.

Пандемия оказала существенное влияние на инвестиционный рынок не только нашей страны. Конкуренция за инвестиции в мире обострилась. Инвесторы осторожны, склонны детально просчитывать вложения, особенно в период пандемии. Поэтому как никогда важно создать предсказуемые и стабильные условия на белорусском инвестрынке и привлечь тем самым в нашу страну иностранный капитал.

Задача, поставленная Шестым ВНС, – запустить новый инвестиционный цикл. Ее решение потребовало всестороннего подхода. В этих целях Минэкономики разработан и уже реализуется соответствующий комплекс мер. В нем три основные задачи.

Первая. Определить те инструменты, которые позволяют привлечь «длинные деньги». Для этого сформирован пул экспертов финансовой, страховой и банковской сферы, которыми будут выработаны новые механизмы доступного и долгосрочного финансирования перспективных инвестпроектов.

Вторая. Снизить издержки при реализации инвестпроектов. В этом направлении работает группа из представителей Минстройархитектуры и бизнеса. Они анализируют барьеры, которые сдерживают сам процесс. Задача – сократить прединвестиционный цикл в 1,5 раза за счет изменения строительных регламентов и имущественного законодательства. Это позволит сократить издержки на 20-30%. Разумеется, стоимость проектов также снизится.

Третья. Обеспечить стабильность и предсказуемость деловой среды. Инвестор должен быть уверен в том, что, планируя свой бизнес-план, отрабатывая финансовую модель своего проекта, на протяжении, как минимум, 5-7 лет условия не изменятся. Следовательно, он сможет спрогнозировать свои доходы и издержки.

В рамках реализации комплекса мер уже утвержден Указ №215 по индустриальному парку «Великий камень». Палатой представителей принят в первом чтении проект Закона об инвестициях, направленный на защиту прав инвестора (введение стабоговорки, исключение возможности отмены госорганами своих решений, принятых при реализации инвестиционных проектов, по истечении трех лет, и др.).  В новой редакции отработан проект Декрета №10, где концептуально изменен подход к инвестпроектам: расширяется перечень льгот, предусматривается введение нового инструмента специальных инвестдоговоров и др.

Это те условия, в которых с 2022 года будут формироваться и реализовываться инвестпроекты, рассчитываться бизнес-планы и т.д.

Наша цель  – создать прозрачные,

понятные и предсказуемые условия для бизнеса

 

Мы понимаем, что важно создавать комфортную деловую среду не только для привлечения иностранного инвестора, но и для отечественного бизнеса.

В целях стимулирования предпринимательской инициативы, создания более привлекательной белорусской юрисдикции, сокращения издержек в работе предприятий сегодня принят ряд нормативных правовых актов.

Во-первых, Указ об административных процедурах. Главой государства поставлена задача максимально сократить их количество, упростить и перевести в цифровой формат.

Во-вторых, Закон о хозобществах. Он обеспечит зачет долгов хозобществ на его доли или акции, а также возможность мотивировать руководителей и работников акциями и долями обществ.

На завершающем этапе – Закон о лицензировании. Исключаем чрезмерные и необоснованные лицензионные требования для бизнеса. Обеспечиваем максимальное использование информационных технологий и переход к безбумажным лицензиям.

Также предстоит реализовать концепцию по упорядочению деятельности микробизнеса – индивидуальных предпринимателей и самозанятых. 

В конечном итоге будут созданы стабильные, предсказуемые, понятные условия ведения бизнеса.

 

→ Необходимо провести экспортный манёвр через товарную и страновую диверсификацию  

 

Привлекая инвестиции со стороны бизнеса в производственную сферу, мы стремимся стимулировать увеличение выпуска продукции, ориентированной, прежде всего, на внешний рынок.

Данный подход успешно реализовывался и ранее. Об этом свидетельствуют результаты внешней торговли.

По итогам 5 месяцев экспорт товаров и услуг вырос – на треть (132,7%). При этом товары выросли почти на 40% (138,2%).

Внешнеторговое сальдо – «плюс» 1 млрд. 250 млн. долл. США.

Дополнительно получено более 4 млрд. долл. США экспортной выручки (по сравнению с январем–маем 2020 г.). Причем прибавку получили по всем группам товаров без исключений. Востребованы на внешних рынках наша сельхозтехника (рост в 1,4 раза), легковые автомобили (в 2,2 раза), продовольственные товары (на 11%) и многое другое.

Высокими темпами растет экспорт услуг – 114,3%. Основной вклад в прирост экспорта услуг вносят транспортные (7,7 п.п.) и ИКТ-услуги (5,4 п.п.).

Это свидетельствует о том, что мы не только сохранили устойчивость во внешнем секторе, но и ещё больше укрепили свои позиции на ключевых рынках.

Так, за 6 месяцев текущего года экспортные поставки в Российскую Федерацию увеличились в 1,2 раза до 7,4 млрд. долл. США.

Китайский рынок стремительно открывается для нас. Экспорт возрос в 1,3 раза (420 млн долл. США). Правительства двух стран работают в направлении снятия торговых барьеров и упрощения торговых процедур. В текущем году стороны приступили к наполнению проекта Соглашения о торговле услугами и осуществлении инвестиций.

Активно продвигается белорусская продукция в Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан и др. В этих странах наши товары известны своим качеством, вызывают торговый интерес и способствуют сотрудничеству в части создания совместных производств.

Одновременно, мы понимаем, что ключевой вызов на перспективу – ограничения в работе с европейскими предприятиями. Естественно, бизнес должен работать активно на опережение, находить варианты адаптации своей модели к изменившимся условиям, диверсифицироваться, искать новые ниши: РФ, КНР, Африка, Турция, Индия и другие рынки.

 

От импортозамещения – к импортоопережению

 

Параллельно следует заниматься внутренним рынком – продолжать работать над разумным импортозамещением.

В программу импортозамещения вовлечено сегодня более 2,5 тыс. государственных организаций, 600 малых и средних предприятий. По оценке за Iполугодие произведем продукции около 10 млрд. долл. США. При этом, более половины поставим на экспорт. Мы и ранее ориентировались не на механическую замену импорта, а на выход импортозамещающей продукции на внешние рынки. Но сегодня как никогда актуальна концепция перехода от традиционного импортозамещения к импортоопережению. Прежде всего, за счет позиций в рамках импорта из ЕС и конечно продукции «проектов будущего», которые будут реализованы в текущей пятилетке (биотехнологии, электротранспорт, фармация и т.д.). Эта концепция предусматривает создание продукции с лучшими потребительскими качествами, чем импортируемая. Но для этого необходимы современные технологии. Здесь в качестве инструмента мы будем использовать не только свои компетенции, но и привлекать ключевых партнеров (Россию, Китай, Турцию и др.) для создания совместных производств.

 

Все регионы сработали «в плюс»

 

В Iполугодии все 7 регионов обеспечили прирост ВРП. Наибольший – в Гродненской, Брестской, Минской областях.

Основным драйвером экономического роста во всех областях стала промышленность. За Iполугодие прирост промышленного производства составил от 2,9% в Витебской области до 23,3% в Гродненской области, где большой вклад внесла БелАЭС.

Также очевидно, что отрицательный вклад в ВРП сформирован теми же отраслями, влияние которых сказалось на страновом уровне: строительство, отдельные секции услуг.

 

→ Сверхплановой рост ВВП за счет мобилизации резервов 

 

Сегодня с учетом внешних и внутренних факторов мы оцениваем рост ВВП за 2021 год не менее 102,0%, что выше прогнозного показателя Целевого плана.

Главой государства поставлена задача по максимальному закреплению положительного тренда экономического роста. В этих целях отраслевыми министерствами разрабатывается комплекс мероприятий по закреплению положительной динамики. Эти меры носят мобилизирующий характер и задействуют дополнительные резервы стимулирования отраслей экономики.