Подготовка VI ВНС
О льготах по оплате услуг электроснабжения и снабжения сжиженным углеводородным газом
Порядок оплаты населением услуг электроснабжения и снабжения сжиженным углеводородным газом (далее – СУГ) от индивидуальных баллонных установок (далее – ИБУ) регулируется Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 12 Положения плата за электроснабжение,снабжение СУГ от ИБУ вносится плательщиками ЖКУ по установленнымзаконодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг, в случаеналичия у плательщика ЖКУ – гражданина в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированныхпо месту жительства граждан, за исключением отдельных случаев.
При этом нормами, закрепленными Положением, наряду с основным местом жительства предусмотрена возможность для неработающих пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста, лиц, имеющих право на льготы, инвалидов III группы при временной регистрации по месту пребывания в находящихся в их собственности одноквартирных жилых домах, квартирах многоквартирных или блокированных жилых домов, оплачивать услуги газо-, электроснабжения и снабжения СУГ от ИБУ по субсидируемым тарифам (ценам). При этом возможность оплаты услуг газоснабжения, снабжения СУГ от ИБУ по субсидируемым ценам также предоставлена указанным лицам при их временной регистрации по месту пребывания в находящихся в их собственности садовых домиках (дачах).
Справочно:
Вместе с тем отметим, что плата за услуги газоснабжения, снабжения СУГ от ИБУ с плательщиков ЖКУ (потребителей газа), являющихся неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, взимается в зависимости от исчисляемых нарастающим итогом ежегодно с 1 января годовых объемов потребления сжиженного газа в баллонах весом 21 килограмм (50 литров):
до 5 баллонов
включительнона каждого гражданина, зарегистрированного
по месту жительства (по месту пребывания)
в жилом помещении плательщика ЖКУ (потребителя газа), –по субсидируемым государством ценам;
свыше 5 баллонов на каждого гражданина, зарегистрированного по месту жительства (по месту пребывания) – по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.
Указанный порядок оплаты осуществляется на основании письменного заявления и соответствующих документов (о регистрации по месту пребывания, для неработающих пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста, – пенсионное удостоверение и трудовая книжка либо другой документ, подтверждающий, что пенсионер не осуществляет трудовую деятельность, для лиц, имеющих право на льготы, или инвалидов III группы – удостоверение инвалида).
В сельской местности постановку на временный регистрационный учет (до 1 года) осуществляют сельские (поселковые) исполнительные комитеты. При этом указанной категории граждан не требуется сниматься с регистрационного учета по основному месту жительства.
На основании изложенного, для оплаты услуг электроснабжения и снабжения СУГ от ИБУ по субсидируемым тарифам (ценам) собственнику жилого дома (при наличии документов, подтверждающих право собственности), который является неработающим пенсионером по возрасту, лицом, имеющим право на льготу или инвалидом III группы, следует обратиться:
в сельский (поселковый) исполнительный комитет для временной регистрации по месту пребывания;
затем в энерго- и газоснабжающую организации с соответствующими заявлениями и документами, подтверждающими его регистрацию по месту пребывания, а также пенсионным удостоверением и трудовой книжкой либо другим документом, подтверждающим, что пенсионер не осуществляет трудовую деятельность (для неработающих пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста), документом, подтверждающим право на льготы (для лиц, имеющих право на льготы), удостоверением инвалида (для инвалидов III группы).
Кроме того, в соответствии с пунктом 170 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394, садоводческие товарищества (далее – СТ) расчеты за потребляемую электрическую энергию с энергоснабжающей организацией осуществляют на основании показаний средства группового расчетного учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей с энергоснабжающей организацией. При этом энергоснабжающей организацией не оказывается СТ коммунальная услуга электроснабжения для нужд отдельных граждан – членов СТ, а осуществляется поставка электрической энергии для нужд СТ в целом. Энергоснабжающие организации заключают договоры с СТ как с юридическим лицом.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27 февраля 2017 г. № 16 «Об установлении тарифов на электрическую энергию» тарифы на электроэнергию, отпускаемую СТ, установлены на уровне субсидируемых государством тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению. При этом данный субсидируемый государством тариф применяется без учета регистрации по месту пребывания граждан в садовых домиках.
Дополнительно сообщаем, что Законом Республики
Беларусь
от 14 июня 2007 г. № 239-З «О государственных социальных льготах, правах
и гарантиях для отдельных категорий
граждан» определяются правовые, экономические и организационные основы
предоставления отдельным категориям граждан
государственных социальных льгот, прав и гарантий в Республике Беларусь
(далее – Закон).
Льготы по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание лифта и коммунальные услуги закреплены в статье 16 Закона, которой устанавливаются основные категории граждан, имеющих право на указанные льготы.
В частности, в указной статье приведены категории граждан, имеющих право на 50-процентную скидку с платы за электроснабжение и снабжение СУГ от индивидуальных баллонных или резервуарных установок по установленным в соответствии с законодательством субсидируемым государством тарифам (ценам) для населения в пределах утвержденных норм потребления.
О поддержке государственных предприятий из бюджета
На протяжении последних лет в рамках реализации основных программных документов страны проводится комплексная работа по повышению эффективности предприятий государственного сектора и сокращению расходов бюджета на их поддержку. В частности, данные меры были закреплены в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018–2020 гг. (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 г. № 774).
В результате проведенной работы доля расходов консолидированного бюджета на национальную экономику в общем объеме расходов на протяжении последних лет постепенно снижается. В 2020 году данный показатель, по оценкам, ожидается на уровне 13 % против 15,5 % по итогам 2015 года.
В соответствии с ключевыми программными документами Республики Беларусь на новое пятилетие (Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2020 г. № 758; проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы) планируется дальнейшее принятие мер по повышению качества управления государственными активами и росту отдачи от них, в том числе за счет:
разработки комплексного законопроекта о государственных организациях и хозяйственных обществах с участием государства, направленного на создание необходимых правовых и институциональных условий функционирования организаций государственного сектора;
консолидации государственных активов путем создания государственных корпораций;
внедрения передовых мировых практик корпоративного управления в организациях государственного сектора, модернизации системы владельческого надзора;
внедрения мотивационных механизмов для топ-менеджмента предприятий в виде опционных программ в рамках подготовленного проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ» (принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря 2020 г. и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г.).
Ожидается, что одним из результатов реализации запланированных на среднесрочную перспективу мер должен стать рост удельного веса рентабельных государственных организаций к концу 2025 года до 85 %.
О модели экономического развития Республики Беларусь
В Республике Беларусь принята и успешно реализуется концепция социально ориентированной рыночной экономики. Она многоукладна, в ней равноправны государственная и частная собственность.
Белорусская модель социально-экономического развития учитывает историю страны, традиции народа, его национальный характер, отличающийся обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи, и исключает такие составляющие рыночного хозяйства, как эгоцентризм, наличие безработицы, резкой имущественной дифференциации населения.
Основными характеристиками белорусской модели являются:
эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
сильная социальная политика государства;
равенство различных форм собственности, государственно-частное партнерство, в основе которого лежит главный критерий – повышение эффективности ведения хозяйства;
многовекторность внешнеэкономической политики и др.
Главными источниками развития является человеческий, научно-производственный и инновационный потенциал, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными акцентами – «высокий интеллект – инновации – благосостояние».
В Беларуси сформирована смешанная модель законодательного регулирования экономики, целью которой являются совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций и в конечном итоге обеспечение устойчивого экономического роста.
О развитии регионов
На рассмотрение шестого Всебелорусского народного собрания предлагается одним из приоритетов на следующую пятилетку – «сильные регионы». Он предполагает комфортные и безопасные условия жизни и труда, качественную и доступную социальную инфраструктуру, высокую мобильность, инвестиции в новые производства и производительную занятость.
Региональная политика будет направлена на повышение привлекательности для жизни, работы и бизнеса территорий, расположенных за пределами столицы и областных центров, продвижение усадебного образа жизни – деурбанизацию.
Для этого планируется в городах и районах с численностью населения свыше 80 тыс. человек создать 2–3 предприятия, соответствующие последним тенденциям развития промышленности, а на действующих предприятиях – освоить выпуск перспективных видов продукции. Также будут создаваться новые производства с увеличением глубины переделов.
В каждом районе предполагается создание 1–2 новых предприятий и производств, в том числе с широким привлечением субъектов малого и среднего бизнеса. В малых и средних городах, сельских регионах акцент будет сделан на углубленной переработке местных ресурсов с учетом наличия местных компетенций.
Кроме того, в Минской области на территории 7 районов (Борисовский, Воложинский, Молодечненский, Пуховичский, Столбцовский, Узденский, Червенский) и г.Жодино планируется создать «промышленный пояс»для размещения высокотехнологичных производств и выноса промышленных предприятий г. Минска.
В городах-спутниках Минска и прилегающих сельских населенных пунктах будут увеличены объемы строительства индивидуального жилья и социальной инфраструктуры, обеспечена доступность транспортного сообщения со столицей.
Инфраструктура вне города станет приближена к городской: безопасные дороги, ясли, сады, школы, здравницы, часовая доступность до места работы, связь 5G. Планируется сформировать удобные для граждан графики и маршруты общественного транспорта, с внедрением системы его мониторинга и сети «Умных остановок».
Для реализации запланированных мероприятий прорабатываются дифференцированные меры поддержки по стимулированию развития территорий в зависимости от специализации, компетенции и их потенциала.
С учетом решений, принятых на шестом Всебелорусском народном собрании, будет подготовлена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. В дальнейшем задачи и мероприятия по региональному развитию будут конкретизированы в программах социально-экономического развития областей и г. Минска, районов и городов областного подчинения на следующую пятилетку.
О мотивации работников в повышении эффективности деятельности предприятий
28 апреля 2021 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 5 января 2021 г. № 95-З «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ». Одна из его новаций – возможность безвозмездной передачи или продажи акций (долей) членам органов управления и иным работникам.
Реализация механизмов личной заинтересованности предусматривается посредством заключения с участниками опционных программ гражданско-правовых либо трудовых договоров, в которых устанавливаются условия приобретения акций (долей) общества.
Бонус акциями может быть получен только за конкретные результаты, которые заранее оговорены в контракте с работником.
Передача акций может осуществляться двумя способами: либо путем выпуска дополнительных акций и передаче их работнику, либо путем выкупа акций у акционеров с последующей их передачей.
О производстве электротранспорта
С запуском БелАЭС перед Республикой Беларусь открываются широкие возможности для развития электротранспорта.
В среднесрочной перспективе Правительством Республики Беларусь запланировано создание нового сектора машиностроительной отрасли – электромобилестроение (производство пассажирского, грузового, специального (коммунального), легкового и индивидуального электротранспорта и его базовых компонентов) на базе предприятий Минпрома и ОАО «Белкоммунмаш» через призму реализации проекта будущего – «Национальный электротранспорт».
В ОАО «Белкоммунмаш» планируется разработать и освоить в производстве грузовой электромобиль грузоподъемностью до 10 тонн с подготовкой под установку системы беспилотного управления; ОАО «БЕЛАЗ» – разработать и освоить производство карьерного самосвала грузоподъемностью 220 тонн в дизель-троллейвозном исполнении, а также изготовить и испытать экспериментальный образец карьерного самосвала на аккумуляторных батареях и освоить производство малогабаритной коммунальной машины с электрической силовой установкой.
В рамках развития электрозарядных инфраструктуры планируется установить не менее 197 электрозарядных станций, а до конца пятилетки порядка 20 супербыстрых электрозарядных комплексов.