Главная / Экономические союзы, доступ на рынки / Евразийский экономический союз / Ликвидация барьеров, ограничений и изъятий во взаимной торговле в ЕАЭС

Ликвидация барьеров, ограничений и изъятий во взаимной торговле в ЕАЭС

Механизм планового устранения изъятий, ограничений (в формате «дорожных карт»), ликвидации барьеров, также ведение реестра препятствий определены распоряжением 18.10.2016 № 29 «О ходе работы по выявлению и устранению барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза».

Терминология препятствий и алгоритм устранения барьеров  утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.11.2017 № 152 «Методология разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения».

Изначально реестр препятствий, опубликованный в рамках Доклада «Барьеры, изъятия и ограничения» в 2017 году содержал 60 согласованных всеми государствами-членами барьеров, ограничений и изъятий.  Впоследствии сложилась иная практика работы с реестром препятствий –фиксируются выявленные барьеры, а так же те изъятия и ограничения, которые планируются к устранению.

 

Динамика изменения количества препятствий

на внутреннем рынке Союза в 2017-2018 годах

03.03.2017

01.01.2018

01.01.2019

Барьеры

9

11

16

Ограничения

34

37

38

Изъятия

17

17

17

Всего (реестр)

60

65

71

 

Динамика изменения количества препятствий

в реестре препятствий на внутреннем рынке Союза в 2018 году

 

01.01.2018

Выявлено

Устранено

01.01.2019

Барьеры

11

15

-10

16

Ограничения

37

4

-3

38

Изъятия

17

0

0

17

Всего (реестр)

65

19

-13

71

 

По данным  информационного портала ЕЭК на 11 мая 2019 г. (Портал Функционирования внутренних рынков ЕАЭС, режим доступа –https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/obstacles.aspx) из имеющихся препятствий (66) подавляющее их большинство (препятствий 47) было выявлено ранее и занесено в реестр с даты его формирования (3 марта 2017 г.) При этом 43 препятствия (из 66) установлены во всех  государствах-членах.

Общими для всех, как правило, являются ограничения – 36 из 38 (2 установлены исключительно РФ).

Для барьеров характерна иная тенденция – из 14 барьеров только 2 применяются всеми государствами-членами:

Ограничение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков к участию в закупках на территории Союза, проводимых в электронном формате;

Невыполнение государствами-членами мероприятий по приведению национальных нормативных правовых актов в соответствие с техническими регламентами.

И еще один барьер установлен в двух странах (Российская Федерация и Республика Беларусь):

Ограничение трудовой деятельности граждан одного государства-члена Союза, являющихся профессиональными игроками и выступающих в профессиональных клубах Россия и Беларусь.

Все остальные барьеры устанавливаются странами индивидуально.

 

Реестр препятствий – структура динамичная и пополняется, в основном, за счет барьеров.

Этому способствует ряд причин:

-       Активность государств в отношении защиты своих внутренних рынков, ведущая к нарушению права Союза.

-       Отсутствие ответственности за нарушение права Союза.

-       Наличие конкретного механизма устранения барьера.

 

Наиболее чувствительными барьерами для Республики Беларусь остаются:

Отсутствие фактического допуска программного обеспечения из государств-членов к участию в государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации (РФ неоднократно информировала об устранении барьера, но реально он не снят).

Запрет на поставки в Россию продукции сельского хозяйства.

Оба барьера  активно рассматриваются на различных площадках ЕАЭС. В отношении допуска программного обеспечения к участию в госзакупках в Российской Федерации принято распоряжение Совета, конкретизирующее дату устранения барьера.

Принятие   Решения Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2019 г. № 5 «О вступлении в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 января 2019 г. № 11» в значительной мере повлияло на снятие запрета на поставки в Россию белорусской молочной продукции.Согласно информации, размещенной на официальном сайте Россельхознадзора http://www.fsvps.ru/fsvps/laws/6557.html,       письмо Россельхознадзора от 4.06.2018 № ФС-КС-7/13391, в соответствии с которым были введены ограничения в отношении белорусских предприятий утратило силу. Однако в отношении остальных видов сельскохозяйственной продукции (говядина, яблоки) работа продолжатеся.

 

В свою очередь за 2018 год РБ устранила 2 барьера:

1.  Неприменение национального режима в обложении ряда товаров налогом на добавленную стоимость в Республике Беларусь (согласно подпункту 2.1 пункта 2  статьи 122 Налогового кодекса с 1 января 2019 г. ставка налога на добавленную стоимость установлена в размере 10 процентов при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенной на территории государств – членов Евразийского экономического союза).

2.  Дополнительные по отношению к требованиям технических регламентов процедуры оценки соответствия, введенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 666 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 август 2012 г. № 156» (отменены постановлением Главного санитарного врача Республики Беларусь от 17 января 2019 г. № 7 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь»).

 

Работа по устранению ограничений и изъятий осуществляется в формате «дорожных карт».  В настоящее время реализуется План мероприятий («дорожная карта») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2018 - 2019 годы  утвержденный распоряжением Евразийского межправительственного совета от 25.10.2017 № 17.

Наиболее чувствительным ограничением для Беларуси является  несовершенство порядка установления государствами-членами изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок.В настоящее время ведется активный переговорный процесс по урегулированию проблемы.

В рамках имеющейся «дорожной карты» идет работа над устранением таких изъятий как:

1.  Необходимость прохождения трудящимися государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) установленной законодательством государств-членов процедуры признания документов об ученых степенях и ученых званиях, выданных уполномоченными органами государств-членов;

2.  Отсутствие возможности помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товаров Союза, находящихся на территориях Калининградской и Магаданской свободных (специальных, особых) экономических зон (далее - СЭЗ) Российской Федерации или ввозимых на территории таких СЭЗ.

 В отношении иных изъятий государства – члены пока еще не готовы вести конструктивный  диалог по их снятию.