Ликвидация барьеров, ограничений и изъятий во взаимной торговле в ЕАЭС
Механизм планового устранения изъятий, ограничений (в формате «дорожных карт»), ликвидации барьеров, также ведение реестра препятствий определены распоряжением 18.10.2016 № 29 «О ходе работы по выявлению и устранению барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза».
Терминология препятствий и алгоритм устранения барьеров утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.11.2017 № 152 «Методология разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения».
Изначально реестр препятствий, опубликованный в рамках Доклада «Барьеры, изъятия и ограничения» в 2017 году содержал 60 согласованных всеми государствами-членами барьеров, ограничений и изъятий. Впоследствии сложилась иная практика работы с реестром препятствий –фиксируются выявленные барьеры, а так же те изъятия и ограничения, которые планируются к устранению.
Динамика изменения количества препятствий
на внутреннем рынке Союза в 2017-2018 годах
03.03.2017 |
01.01.2018 |
01.01.2019 |
|
Барьеры |
9 |
11 |
16 |
Ограничения |
34 |
37 |
38 |
Изъятия |
17 |
17 |
17 |
Всего (реестр) |
60 |
65 |
71 |
Динамика изменения количества препятствий
в реестре препятствий на внутреннем рынке Союза в 2018 году
|
01.01.2018 |
Выявлено |
Устранено |
01.01.2019 |
Барьеры |
11 |
15 |
-10 |
16 |
Ограничения |
37 |
4 |
-3 |
38 |
Изъятия |
17 |
0 |
0 |
17 |
Всего (реестр) |
65 |
19 |
-13 |
71 |
По данным информационного портала ЕЭК на 11 мая 2019 г. (Портал Функционирования внутренних рынков ЕАЭС, режим доступа –https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/obstacles.aspx) из имеющихся препятствий (66) подавляющее их большинство (препятствий 47) было выявлено ранее и занесено в реестр с даты его формирования (3 марта 2017 г.) При этом 43 препятствия (из 66) установлены во всех государствах-членах.
Общими для всех, как правило, являются ограничения – 36 из 38 (2 установлены исключительно РФ).
Для барьеров характерна иная тенденция – из 14 барьеров только 2 применяются всеми государствами-членами:
Ограничение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков к участию в закупках на территории Союза, проводимых в электронном формате;
Невыполнение государствами-членами мероприятий по приведению национальных нормативных правовых актов в соответствие с техническими регламентами.
И еще один барьер установлен в двух странах (Российская Федерация и Республика Беларусь):
Ограничение трудовой деятельности граждан одного государства-члена Союза, являющихся профессиональными игроками и выступающих в профессиональных клубах Россия и Беларусь.
Все остальные барьеры устанавливаются странами индивидуально.
Реестр препятствий – структура динамичная и пополняется, в основном, за счет барьеров.
Этому способствует ряд причин:
- Активность государств в отношении защиты своих внутренних рынков, ведущая к нарушению права Союза.
- Отсутствие ответственности за нарушение права Союза.
- Наличие конкретного механизма устранения барьера.
Наиболее чувствительными барьерами для Республики Беларусь остаются:
Отсутствие фактического допуска программного обеспечения из государств-членов к участию в государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации (РФ неоднократно информировала об устранении барьера, но реально он не снят).
Запрет на поставки в Россию продукции сельского хозяйства.
Оба барьера активно рассматриваются на различных площадках ЕАЭС. В отношении допуска программного обеспечения к участию в госзакупках в Российской Федерации принято распоряжение Совета, конкретизирующее дату устранения барьера.
Принятие Решения Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2019 г. № 5 «О вступлении в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 января 2019 г. № 11» в значительной мере повлияло на снятие запрета на поставки в Россию белорусской молочной продукции.Согласно информации, размещенной на официальном сайте Россельхознадзора http://www.fsvps.ru/fsvps/laws/6557.html, письмо Россельхознадзора от 4.06.2018 № ФС-КС-7/13391, в соответствии с которым были введены ограничения в отношении белорусских предприятий утратило силу. Однако в отношении остальных видов сельскохозяйственной продукции (говядина, яблоки) работа продолжатеся.
В свою очередь за 2018 год РБ устранила 2 барьера:
1. Неприменение национального режима в обложении ряда товаров налогом на добавленную стоимость в Республике Беларусь (согласно подпункту 2.1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса с 1 января 2019 г. ставка налога на добавленную стоимость установлена в размере 10 процентов при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенной на территории государств – членов Евразийского экономического союза).
2. Дополнительные по отношению к требованиям технических регламентов процедуры оценки соответствия, введенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 666 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 август 2012 г. № 156» (отменены постановлением Главного санитарного врача Республики Беларусь от 17 января 2019 г. № 7 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь»).
Работа по устранению ограничений и изъятий осуществляется в формате «дорожных карт». В настоящее время реализуется План мероприятий («дорожная карта») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2018 - 2019 годы утвержденный распоряжением Евразийского межправительственного совета от 25.10.2017 № 17.
Наиболее чувствительным ограничением для Беларуси является несовершенство порядка установления государствами-членами изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок.В настоящее время ведется активный переговорный процесс по урегулированию проблемы.
В рамках имеющейся «дорожной карты» идет работа над устранением таких изъятий как:
1. Необходимость прохождения трудящимися государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) установленной законодательством государств-членов процедуры признания документов об ученых степенях и ученых званиях, выданных уполномоченными органами государств-членов;
2. Отсутствие возможности помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товаров Союза, находящихся на территориях Калининградской и Магаданской свободных (специальных, особых) экономических зон (далее - СЭЗ) Российской Федерации или ввозимых на территории таких СЭЗ.
В отношении иных изъятий государства – члены пока еще не готовы вести конструктивный диалог по их снятию.