Главная / Макроэкономика / Экономический обзор за 9 месяцев 2021 года

Экономический обзор за 9 месяцев 2021 года

Экономический обзор Министра экономики Республики Беларусь за 9 месяцев 2021 года

 

Александр Червяков: мы знаем, как минимизировать существующие риски для экономики и задействовать имеющийся потенциал развития

 

За январь–сентябрь 2021 г темп роста ВВП составил 102,7%. Прогноз на данный период (101,1%) перевыполнен с хорошим заделом. В целом, экономика развивается на качественной и сбалансированной основе. На этом фоне уместно детально проанализировать вклад каждой отрасли, краткосрочные резервы развития, а также оценить имеющиеся риски и новые возможности в ближайшей перспективе, то есть провести SWOT-анализ.

 

→ Драйверы роста

 

Локомотивом экономики, по-прежнему, остается промышленность. Индекс промышленного производства составил 107,9%.

В обрабатывающей промышленности прирост производства наблюдается практически во всех подсекциях. В топ-10 товаров, обеспечивших наибольшую прибавку, входят: сыворотки и вакцины (в 13,6 раза), интегральные электросхемы (в 1,5 раза), легковые автомобили (в 1,48 раза), оборудование для производства пищевых продуктов и напитков (на 43,6%), двигатели внутреннего сгорания (на 39,7%), телевизоры (на 30,1%), электроплиты и электрические встраиваемые панели (на 25,4%), паркетные плиты и панели (на 24,2%), трикотажные изделия (на 18,4%), тракторы (на 17,9%).

Таким образом, прирастаем не только за счет традиционных товарных позиций, но и высокотехнологичной, инновационной продукции, на которую сделана ставка в текущей пятилетке.

На 1 октября запасы готовой продукции составили 51,9% к среднемесячному объему производства. Это самый низкий уровень на указанную дату с 2009 г., что свидетельствует о реальных продажах за «живые деньги».

Наглядно иллюстрирует преобладание здоровых трендов в экономике позитивная динамика в транспорте. За 9 месяцев ВДС отрасли прирос на 2,9% за счет восстановления пассажирооборота (110,6%) при небольшом замедлении грузооборота (99,4%) за счет проседания трубопроводного транспорта.

Лидерами по перевозкам грузов и пассажиров выступают железнодорожный, воздушный и водный транспорт.

На устойчивость роста пассажирооборота оказало влияние одновременное увеличение количества и дальности поездок людей на поездах и самолетах. Отчасти, это результат работы по открытию новых направлений пассажирских перевозок и увеличению частоты по действующим маршрутам. Перемещению пассажиров по странам ЕАЭС также способствует приложение «Путешествую без CОVID-19».

Есть все основания рассчитывать, что данный тренд сохранится до конца года.

Что касается грузооборота, прирастают все виды транспорта, кроме трубопроводного. А здесь все будет зависеть от внешнего фактора, на который мы повлиять не можем: динамики транзитных поставок сырьевой продукции (нефти и газа) из России в страны ЕС.

Несомненно результативностью мер Правительства стала фиксация в «зеленой зоне» услужного сектора экономики вопреки пандемии (за 9 месяцев «плюс» 2,9%).

С положительным ростом сработали информация и связь (109,6%), услуги по временному проживанию и питанию (119,9%), здравоохранение (105,7%), образование (100,9%), творчество, спорт, развлечения и отдых (106,6%), прочие виды услуг (102,9%). Данные темпы позволяют обеспечить 1,2 п.п. вклада в прирост ВВП.

Отражением конкурентоспособности работы экономики является спрос нашей продукции на внешних рынках. На экспорт поставлено 64,7% объемов промышленного производства (январь-сентябрь 2021 г.), что на 5,9 п.п. выше, чем в прошлом году.

Увеличение экспорта на 36,3% обусловлено не только ростом цен (на 19,9%), заметную прибавку получили за счет наращивания физических объемов (на 13,5%). Прирастаем не только по энергетическим товарам и сырью, но и по сложнотехнической продукции: грузовики (на 71,7%), тракторы и седельные тягачи (на 28,6%), моторные вагоны (в 1,8 раза), машины для уборки сельхозкультур (на 22,9%), рентгеновская аппаратура (в 1,9 раза) и др.

При этом сохраняется традиционно положительный вклад услуг в экспорт. За январь-сентябрь 2021 г. плюс 19,5%, главным образом за счет: ИКТ (на 21,8%), транспортных (на 20,2%), услуг по ремонту и техобслуживанию (в 2,5 раза), финансовых (на 36,9%) и прочих деловых (на 18,9%).

В итоге положительное сальдо внешней торговли – лучшее с 2012 года. Оно составило 2,7 млрд. долл. США, что в 1,7 раза больше января–сентября 2020 г.

Но в конечном итоге маркер эффективности экономики – финансовое состояние организаций.

Финансовые результаты за январь–сентябрь 2021 г. характеризуются значительным приростом валовых показателей. При этом в целом их динамика положительная. Выручка увеличилась на 23,8 %, прибыль от реализации – на 28,6%, чистая прибыль – в 3,5 раза. Суммарный убыток убыточных организаций снизился в 5,2 раза, а их количество – на 8,7%. Рентабельность продаж выше уровня прошлого года на 0,3 п.п. – 8,2%.

Наличие и увеличение чистой прибыли организаций позволяет рассчитываться по финансовым обязательствам. За январь-сентябрь совокупная долговая нагрузка (а это отношение суммарной задолженности к годовой выручке) снизилась на 7,6 п.п. к уровню начала года и составила 54,2%.

 

→ Резервы развития

 

Ключевым резервом развития в краткосрочной перспективе является стимулирование внутреннего спроса и рост потребления.

По итогам января – сентября экономика выросла на 2,7%, в то время как реальные доходы населения за 8 месяцев – на 2,9%. Таким образом, государство выполняет в полной мере свои социальные обязательства. А это значит, что закладывает надежный фундамент для увеличения вклада внутреннего спроса в будущий рост экономики. Тем самым, мы используем возможности, предоставленные благоприятной конъюнктурой и верными стратегическими решениями Правительства для укрепления устойчивости и сбалансированности развития экономики в перспективе.

Сейчас мы наблюдаем фазу повышенного спроса в мировой экономике. И в этот период логично – наращивать производство и продажи. А для этого нужны ресурсы. Ведь в конечном счете, цена продукции напрямую зависит от стоимости сырья, металлов, энергоносителей. Поэтому сегодня «снять сливки» с растущих мировых рынков больше шансов имеет та экономика, где грамотно используются инструменты гибкой денежно-кредитной политики, в первую очередь для своих производителей и потребителей.

Эффективная ставка кредита делает доступными для гражданина условный холодильник или автомобиль, а для предприятий – необходимую технику и материалы. В результате – весомая добавка к ВВП.

Но чтобы эти планы сбылись, необходима соответствующая модель поведения экономических агентов, прежде всего, населения. Сейчас, как мы видим, потребители находятся на распутье. С одной стороны, спрос растет, но медленно. Розничный товарооборот хоть и закрепился в «зеленой зоне» (100,7% за 9 месяцев), но темп его роста в разы меньший, чем у реальной зарплаты (104,9%). С другой стороны, замедлились объемы потребительского кредитования вследствие ужесточения требований банков к выдаче кредитов. Доходы людей практически весь истекший период были отвлечены на покупку валюты (с начала года чистая покупка иностранной валюты населением составила 133,3 млн. долл. США). Третий месяц подряд население выступает ее чистым продавцом. Поэтому крайне важно стимулировать потребительский спрос.

Есть потенциал в отраслях, которые еще не вышли из «красной зоны»: строительство и сельское хозяйство. За счет них экономика недополучила 1,2 п.п., т.е. если бы они сработали на уровне прошлого года, то экономика приросла на 3,9%.

При этом, важно, что люди не ощутили на себе негативного воздействия этой динамики.

Во-первых, не останавливалось строительство жилья. За 9 месяцев введено в эксплуатацию 3,07 млн. кв. м (рост на 11,6%), в том числе 0,95 млн. кв. м – с господдержкой (на 19,1%).

Во-вторых, обеспечена продовольственная безопасность страны. «Плюсовали» по производству молока (на 1,1%), яиц (на 2,7%), цветочной продукции (на 4,0%), больше вырастили крупного рогатого скота (на 1,4%).

Кроме того, увеличили экспортные поставки и, соответственно, выручку. За январь-сентябрь экспорт продовольственных товаров и сельхозсырья увеличился на 12,6% до 4,7 млрд. долл. США. По результатам года, ожидается порядка 6,1 млрд. долл. США.

Из оставшихся просматриваемых резервов – запуск на полную мощность производств, созданных в рамках инвестпроектов, чья продукция конкурентоспособна на внутреннем и внешнем рынках. Правительство заинтересовано в стабильной работе таких предприятий с высокопроизводительными рабочими местами, поскольку они дают солидную прибавку к валовому региональному продукту.

 

→ Вызовы и риски

 

Сегодня мировая экономика функционирует в условиях мощнейшей турбулентности и неопределенности.

Точную картину будущего не получается спрогнозировать даже экспертам из международных финансовых организаций. Мы видим, что их прогнозы, в том числе относительно Беларуси, корректируются постоянно. К примеру, в течение года Всемирный банк радикально изменил свою оценку о ВВП нашей страны: с «минус» 2,7% до «плюс» 1,2%.

В этой ситуации, как никогда сложно прогнозировать поведение крупных экономических агентов. Определенную угрозу несет введение локдаунов у наших стран – торговых партнеров. Шаги в этом направлении уже сейчас предпринимают Россия, Украина, Латвия и др.

Бизнесу приходится перестраивать свои логистические цепочки и процессы. Больше времени и ресурсов уходит на адаптацию к этим реалиям. Государство, в свою очередь, вынуждено увеличивать расходную часть бюджета на противоэпидемические мероприятия, поддержку предприятий и граждан, сокращая инвестиции на социальную инфраструктуру. Об этих последствиях пандемии сказано немало, но существуют и другие тренды.

Радикально усилились процессы регионализации производственной деятельности, и соответствующие изменения претерпели бизнес-модели. Все больше компаний по всему миру взамен ранее выстроенных глобальных кооперационных цепочек стремятся увеличить локализацию своих производств, опираясь на местных поставщиков сырья и комплектующих. Такой подход позволяет гарантировать стабильность производства, гибко реагировать на изменение спроса. Это необходимо учитывать при формировании инвестпортфелей.

Обозначенные вызовы усугубляются возможными последствиями санкций и ограничений со стороны ЕС и США. Поэтому уже «вчера» предприятия должны иметь четкий план работы: стратегию диверсификации своих товарных потоков, алгоритм взаимного выполнения финансовых обязательств со своими контрагентами и иные вопросы.

Определенные риски могут возникнуть даже вследствие такой однозначно положительной тенденции, как стремительный рост экспорта. Это в долгосрочной перспективе способно привести к несбалансированному экономическому росту. В нынешних условиях нельзя расти только за счет внешнего спроса, игнорируя внутренний рынок. Поэтому на уровне Правительства продолжается отработка соответствующих долгоиграющих стимулирующих механизмов, задействующих резервы потребительского спроса.

Искажающее влияние на реализацию этих планов способна оказать инфляция. Потребительские цены в сентябре выросли на 1,3%, с начала года – на 7,5%. Основной фактор их ускорения на внутреннем рынке – импортируемая инфляция. Только за счет ее мы получили половину всего прироста ИПЦ в этом году.

Ускорение инфляции связано с ростом цен на мясо и мясопродукты («плюс» 3,9% к августу), на плодоовощную продукцию («плюс» 5,7%), автомобильное топливо («плюс» 2%), с плановым повышением тарифов на ЖКУ («плюс» 0,6%).

Не допустить бóльшего роста цен помогло принятие Правительством постановления от 23 февраля 2021 г. № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости», которым определена граница повышения – не более 0,2% в месяц.

Таким образом, Правительство работает над максимальным нивелированием выше обозначенных рисков и концентрирует усилия на сохранении положительных тенденций в экономике.

 

→ Возможности для экономики в краткосрочной перспективе

 

Окно возможностей для экономики, по сути, задано приоритетами пятилетки: счастливая семья, интеллектуальная страна, сильные регионы, государство-партнер. А ресурсы для их достижения во многом зависят от нашей инвестиционной политики. Те инициативы и решения, которые мы продвигаем по запуску нового инвестиционного цикла, не дают сиюминутной выгоды, но создают условия для реализации перспективных проектов через 2-3 года.

Во-первых, модернизация действующих производств. Точечно вкладывая туда средства, мы повышаем конкурентоспособность предприятий и создаем условия для выпуска товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке и обладающих экспортным потенциалом.

Во-вторых, реализация проектов, максимально задействующих местные сырье и ресурсы. Перерабатывая их в готовый продукт собственными силами, мы формируем более высокую добавленную стоимость у нас в стране и базу для создания новых кооперационных цепочек как существующими белорусскими предприятиями, так и с зарубежными партнерами.

В-третьих, поддержка перспективных идей и предложений, которые имеют потенциал стать локомотивами роста и потянуть за собой появление новых рабочих мест. Речь идет, прежде всего, о «проектах будущего»: Национальный электротранспорт, Биотехнологии в АПК, Инновационное здравоохранение, Биотехнологии для фармацевтики, Умные города Беларуси, Точное земледелие. Реализация этих проектов приведет к созданию продукции с лучшими потребительскими качествами, чем импортируемая (концепция импортоопережения).

Одно из направлений, отдача от которого просматривается на горизонте – это электротранспорт. Уже освоен выпуск продукции (электромобили, электробусы и др.), активно развивается инфраструктура, формируются выгодные ценовые предложения для потребителей. Ожидаем, что к концу пятилетки наша инновационная продукция будет пользоваться популярностью среди белорусов и окажется востребованной на внешних рынках.

В-четвертых, инвестиции в эффективное управление. Будущее многих организаций реального сектора связано со способностью менеджмента оперативно и грамотно перестроить бизнес-процессы, сместить акцент в своих маркетинговых стратегиях на выпуск востребованных на рынке продуктов, планомерно работать с товаропроводящими сетями, возможно, перепрофилироваться.

И, конечно, инфраструктура. Без нее многие инициативы могут быть не реализованы просто потому, что потенциальный инвестор окажется не готов нести в одиночку эти издержки. И задача государства здесь – изыскать необходимые средства, чтобы подставить такой инициативе «плечо». Напомню и про социальный эффект таких инвестиций. Улучшая условия жизни и повышая персональную мобильность, мы создаем стимулы для людей остаться на «малой родине».

Для того, чтобы эти идеи состоялись, государство реализует три блока задач.

Первый – систематизация имеющегося потенциала. Разработаны Национальный инфраструктурный план, где аккумулированы соответствующие потребности страны, и интерактивная Дорожная карта инвестора в виде базы перспективных инвестиционных предложений.

Второй – упрощение сопутствующих инвестпроекту процедур. Необходимо оптимизировать сроки ряда административных процедур при строительстве промышленных объектов. Возможно, отменить некоторые избыточные технические нормы. В этой работе активно участвуют госорганы, бизнес, экспертное сообщество. С 1 ноября на площадке Минэкономики начались заседания рабочих подгрупп по сокращению и упрощению административных процедур. Это реальное снижение издержек для бизнеса.

Третий блок – регуляторика – самый длительный. Алгоритм действий прописан в Комплексе мер по запуску нового инвестиционного цикла. С учетом требований времени актуализируем Закон «Об инвестициях», Декрет №10 и другие акты. Стратегическая цель – повысить защиту прав инвестора и привлекательность нашей юрисдикции в целом.

Успешное выполнение этих задач позволит привлечь в Беларусь ответственных инвесторов, готовых продуктивно работать с нами на долгосрочной основе.

* * *

 

Проведенный анализ дал нам возможность оценить на текущем этапе риски и эффективность инструментов реагирования на них, а также возможности и механизмы развития экономики, которые мы определили в Целевом плане на 2021 год. 

Следует отметить, что алгоритм прогнозирования в Беларуси – традиционный и проверенный временем. В процессе разработки прогноза применяется сценарный подход. Это, как минимум, 2 варианта: выражаясь простым языком, оптимистичный и пессимистичный. Разумеется, в качестве целевого плана мы избираем первый из них и прикладываем максимум усилий для его реализации. А для «страховки» имеем готовый пакет мер, чтобы смягчить последствия возможных негативных процессов (пессимистичный сценарий). В таком целеполагании, обеспечивающем баланс задач устойчивого развития и выполнение бюджетных обязательств, заключается суть работы экономического блока.

Можно констатировать, что главное достижение 9 месяцев 2021 года – устойчивый, опережающий прогноз рост ВВП (102,7% против планировавшихся 101,1%) в условиях двойного удара: ковидных ограничений и санкционного давления.

В рамках выполнения поручения Главы государства, ряд отраслей сохранили уровень первого полугодия, а по отдельным товарным позициям – тракторам, телевизорам, грузовикам, бумаге и картону и др.– даже приросли. Из других несомненных достижений: положительное сальдо внешней торговли, минимальный уровень складских запасов, снижение просроченной дебиторской задолженности, сокращение долговой нагрузки на предприятия, рост чистой прибыли, уменьшение количества убыточных организаций.

С точки зрения перспектив развития можно утверждать, что вопреки господствующей неопределенности в мире, Правительство четко видит существующие вызовы и риски, понимает, как их минимизировать, и использует необходимый для этого инструментарий. Одновременно, мы знаем свои возможности и делаем все необходимое, чтобы применить их в целях дальнейшего развития и во благо наших граждан.