Контроль за реализацией проектов (программ) международной технической помощи
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460 ˮО международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь“ (далее – Указ) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2003 г. № 1522 ˮО некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460“ Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля на ежегодной основе представляют Президенту Республики Беларусь совместный доклад о международной технической помощи, ее эффективности.
Указом определена комплексная система контроля за осуществлением проектов и программ международной технической помощи, которая строится на контроле:
- хода реализации проектов (программ) международной технической помощи и их эффективности;
- целевого использования денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи.
Контроль за целевым использованием международной технической помощи в соответствии с Указом осуществляет Комитет государственного контроля, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и другими государственными органами в соответствии с их компетенцией.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2004 г. № 1513 ˮОб утверждении положения о порядке проведения оценки реализации проектов (программ) международной технической помощи и их эффективности“ утверждено Положение о порядке проведения оценки реализации проектов (программ) международной технической помощи и их эффективности.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1513 введена:
- ежегодная оценка хода реализации проектов (программ) международной технической помощи и их эффективности, представляющая собой механизм мониторинга реализации как отдельных проектов (программ) международной технической помощи, так и международной технической помощи Республике Беларусь в целом и анализа эффективности такой помощи для республики. Анализ основывается на результатах выполнения поставленных перед проектами (программами) целей, задач, запланированных мероприятий, финансовых обязательств. При этом результаты ежегодной оценки в систематизированном виде будут являться основой для ежегодных докладов Президенту Республики Беларусь в части информации о ходе реализации проектов (программ) международной технической помощи, их эффективности;
- комплексную экспертизу хода реализации проектов (программ) международной технической помощи, представляющую собой механизм углубленной оценки хода реализации проектов (программ) международной технической помощи, а также подготовки рекомендаций по повышению эффективности проектов (программ). Предлагается проводить комплексную экспертизу по отдельным проектам согласно установленным постановлением критериям.
Основные различия в механизмах оценки и контроля проектов (программ) международной технической помощи
Ежегодная оценка |
Комплексная экспертиза |
Контроль целевого использования |
|
Предмет |
Анализ выполнения мероприятий, достигнутых результатов и индикаторов проектов (программ) |
Анализ эффективности и результативности проектов (программ) |
Проверка соответствия финансовых операций и отчетов правовым и контрактным обязательствам |
Цель |
Мониторинг хода реализации и определение степени достижения результатов, целей и задач проекта (программы) международной технической помощи |
Оценка эффективности и выработка мероприятий по повышению эффективности реализации проекта (программы) международной технической помощи |
Обнаружение и предупреждение злоупотреблений и ненадлежащего использования средств |
Периоды |
Ежегодно |
Согласно принятым в установленном прядке решениям о необходимости проведения |
Постоянно |