Главная / Амортизация и переоценка / Разъяснения законодательства

Разъяснения законодательства


Амортизация легковых автомобилей с 1 января 2025 года

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 июля 2024 года № 9/45/84 «Об изменении постановлений Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от

27 февраля 2009 г. № 37/18/6 и от 5 ноября 2010 г. № 162/131/37» (далее – постановление № 9/45/84) внесены изменения в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2025 года (пункт 2).

В отношении всех видов легковых автомобилей (в том числе относимым к специальным, а также используемым для услуг такси) с 1 января 2025 года предусмотрено начисление амортизации (пункты 22, 41 и 54 Инструкции) исходя из срока полезного использования равного нормативному сроку службы линейным либо производительным способом.

Данное регулирование в полном объеме распространяется на легковые автомобили, которые будут приниматься к учету после 1 января 2025 года, а также те, которые были приняты к учету после 1 января 2023 года.

Вместе с тем, в отношении легковых автомобилей (в том числе относимым к специальным, а также используемым для услуг такси), принятых к учету до 1 января 2023 года, допускается сохранение иного порядка по решению организации.

Справочно.

С 1 января 2023 года ограничения при начислении амортизации были введены в отношении легковых автомобилей, за исключением относимых к специальным, а также используемых для услуг такси.

При этом постановление Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства от 25.11.2022 № 16/53/97 (пункт 2), которым были введены соответствующие ограничения, содержало оговорку – в отношении объектов основных средств, числившимся в составе основных средств и нематериальных активов до 1 января 2023 года, организации и индивидуальные предприниматели были вправе сохранить порядок начисления амортизации этих объектов, установленный в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу изменений.

Вступающее в силу с 1 января 2025 года постановление № 9/45/84 не отменяет норму пункта 2 ранее принятого (с 1 января 2023 года) постановления № 16/53/97 о возможности применения прежнего порядка в отношении объектов, принятых к учету в период до 01.01.2023.

С учетом действующего законодательства с 1 января 2025 года при начислении амортизации легковых автомобилей (в том числе специальных и используемых для услуг такси):

в отношении всех видов легковых автомобилей, принимаемых к учету после 1 января 2023 года, начисление амортизации необходимо производить исходя из срока полезного использования равного нормативному сроку службы, линейным либо производительным способом;

в отношении легковых автомобилей, принятых к учету до 1 января 2023 года, – может быть сохранен ранее установленный порядок амортизации, в том числе с применением срока полезного использования, отличного от нормативного, и нелинейных методов.

Указанные подходы распространяются также и на легковые автомобили, являющиеся предметами лизинга, независимо от срока договора лизинга и порядка погашения стоимости предмета лизинга.

Об особенностях начисления амортизации по объектам основных средств – сценическо-постановочных средств

В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 13 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6) объектами начисления амортизации не являются сценическо-постановочные средства.

Порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах в организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций) установлен в Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26 (далее – Инструкция № 26). Условия признания активов, имеющих материально-вещественную форму, основными средствами установлены в части первой пункта 4 Инструкции № 26.

Учитывая изложенное, в организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций) к сценическо-постановочным средствам, являющимися основными средствами, по которым не начисляется амортизация в соответствии с частью первой пункта 13 Инструкции № 37/18/6, могут быть отнесены используемые в соответствии с художественным замыслом и макетом (эскизом) художественного оформления театральной постановки (концертной программы, представления и др.) декорации и конструкции к ним, реквизит многоразового использования, костюмы, обувь, головные уборы, парики, нестационарное электроосветительное оборудование, радио- и кинооборудование.

«Отдельные вопросы применения права не начислять амортизацию в 2019 году и последующие годы.

Согласно пункту 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2018 г. № 802 «О неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам в 2018 году и последующих годах» (далее – постановление № 802) организации, за исключением банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также индивидуальные предприниматели вправе принять решение о неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам, используемым ими в предпринимательской деятельности, за исключением основных средств, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств:

с 1 января 2019 года - по объектам основных средств и нематериальных активов, предусмотренным бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств. Реализация названного права осуществляется до 31 декабря включительно года выхода этих производств на проектную мощность или достижения положительного финансового результата (наличие чистой прибыли), но не более трех лет с даты ввода в эксплуатацию объектов основных средств и даты принятия к бухгалтерскому учету нематериальных активов.

 

 Вопрос 1.

Имеет ли право организация принять решение не начислять амортизацию в 2019 году по объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности, ввод которых предусмотрен бизнес-планом развития на 2019 год? Бизнес-план инвестиционного проекта при этом не разрабатывался.

Согласно пункту 1 постановления № 802 принятие решение о приостановлении начисления амортизации с 1 января 2019 года возможно только при условии наличия бизнес-плана инвестиционного проекта по созданию или модернизации производств.

Бизнес-планы инвестиционных проектов разрабатываются непосредственно для обоснования вложения инвестиций в создание или обновление производств. При этом наличие бизнес-плана инвестиционного проекта позволяет произвести детальную оценку эффективности и реализуемости проекта на каждой его стадии, а также анализировать влияние условий реализации проекта (в том числе, неначисления амортизации) на достижение прогнозируемых результатов. При разработке бизнес-планов инвестиционных проектов рекомендуется руководствоваться Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 № 158 (далее - Правила).

Справочно:

Обязанность разработки бизнес-плана инвестиционного проекта в соответствии с указанными Правилами предусмотрена в случаях:

необходимости обоснования возможности привлечения организацией инвестиций в основной капитал, долгосрочных кредитов, займов;

оказания организации, реализующей проект, мер государственной поддержки.

В иных случаях разработка бизнес-плана осуществляется по решению руководителя организации, реализующей проект, либо органа управления, в ведении которого находится (в состав которого входит) организация.

Бизнес-планы развития носят более общий характер, разрабатываются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 08.08.2005 № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития коммерческих организаций»  и постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.10.2006 № 186 «Об утверждении Рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и Рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год».

Обязанность разработки бизнес-планов развития предусмотрена для всех государственных коммерческих организаций, а также негосударственных коммерческих организаций, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь, переданы в управление органам госуправления для обоснования возможности обеспечения сбалансированности основных экономических и финансовых показателей ее деятельности на очередной календарный год.

Учитывая изложенное, а также то, что целью разработки постановления № 802 является оказание «точечной» поддержки отдельным организациям, реализующим конкретные инвестиционные проекты, принятие решение о приостановлении начисления амортизации с 1 января 2019 года возможно только при условии наличия бизнес-плана инвестиционного проекта, содержащего указание на объекты основных средств, на которые планируется не начислять амортизацию.


Вопрос 2.

Имеет ли право организация, оказывающая услуги, принять решение о неначислении амортизации в 2019 году при наличии бизнес-плана инвестиционного проекта по модернизации здания?

Согласно пункту 1 постановления № 802 право принять решение о неначислении амортизации с 1 января 2019 года предоставлено по объектам основных средств и нематериальных активов, предусмотренным бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств.

В соответствии с глоссарием к общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85, производство определено как деятельность, результатом которой является продукт. Данное понятие используется в отношении целого ряда видов экономической деятельности. Оно используется также в отношении сферы услуг. Для определения производства могут применяться и более специфические термины: предоставление услуг, обработка, переработка и т.д. в зависимости от сферы деятельности.

С учетом изложенного, при реализации бизнес-плана инвестиционного проекта по модернизации здания организацией, оказывающей услуги, возможно принятие решения о неначислении амортизации согласно постановлению № 802 в общеустановленном порядке.

 

 Вопрос 3.

Реализация инвестиционного проекта согласно бизнес-плану инвестиционного проекта начата в 2017 году. В 2017 -2018 году были введены объекты основных средств. Имеет ли право организация принять решение о неначислении амортизации в 2019 году:

- только по отдельным объектам, введенным в рамках реализации данного инвестиционного проекта?

- по объектам, введенным до 2019 года (в 2017, 2018 годы)?

Согласно пункту 1 постановления № 802, организация имеет право принять решение о неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам, используемым ими в предпринимательской деятельности. При этом в соответствии с общими подходами по начислению амортизации, объектом ее начисления является каждый отдельный объект основных средств и нематериальных активов.

С учетом указанного, организация вправе принять решение о неначислении амортизации как по всем, так и по отдельным объектам основных средств, предусмотренных бизнес-планами инвестиционных проектов.

Постановление № 802 не ограничивает возможность не начислять амортизацию в отношении объектов, введенных в эксплуатацию (принятых к бухгалтерскому учету) до 1 января 2019 года. При этом должны быть соблюдены ограничительные условия (пункт 1 постановления № 802):

- до 31 декабря включительно года выхода этих производств на проектную мощность или достижения положительного финансового результата (наличие чистой прибыли);

- не более трех лет с даты ввода в эксплуатацию объектов основных средств и даты принятия к бухгалтерскому учету нематериальных активов.

При наступлении хотя бы одного из указанных ограничительных условий, организации необходимо вернуться к начислению амортизации.

 

Вопрос 4.

Для целей применения постановления № 802:

- что понимается под выходом на проектную мощность?

- что понимается под достижением положительного финансового результата: прибыль по организации в целом или в рамках реализации конкретного инвестиционного проекта?

Термин «проектная мощность» не трактуется законодательством. Вместе с тем, в соответствии с Правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 № 158, при разработке бизнес-планов инвестиционных проектов в разделах «Сводные показатели по проекту», а также «График реализации проекта» указывается прогнозируемый период (год) выхода на проектную мощность, т.е. фактически выход на запланированное использование вводимых производственных мощностей для выпуска готовой продукции заданного ассортимента и качества.

Под достижением положительного финансового результата в рамках применения постановления № 802 предусмотрено наличие положительного финансового результата работы организации в целом - чистой прибыли в отчетном периоде, которая подтверждается на основании данных бухгалтерского учета и отчетности.

Так если по результатам 2018 года у предприятия убыток, право принять решение не начислять амортизацию в 2019 года по объектам основных средств, предусмотренным бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств, согласно постановлению № 802 существует, если с даты ввода в эксплуатацию основных средств прошло не более 3 лет.

 

Вопрос 5.

Организацией в рамках реализации бизнес-плана инвестиционного проекта в мае 2016 года введены в эксплуатацию объекты основных средств. Организация принимает решение не начислять по ним амортизацию в 2019 году. Учитывая ограничения права не начислять амортизацию в течение трех лет с даты ввода в эксплуатацию, когда необходимо вернуться к начислению амортизации: с 1 января 2020 или с июня 2019 года?

Максимальный период неначисления амортизации с момента ввода объектов основных средств в эксплуатацию составляет три года. Организации следует вернуться к начислению амортизации с месяца, следующего за месяцем истечения трехлетнего периода с даты ввода в эксплуатацию объектов. В рассматриваемом случае вернуться к начислению амортизации следует с июня 2019 года.

 

Вопрос 6.

Организация реализует инвестиционный проект согласно бизнес-плана инвестиционного проекта. Выход на проектную мощность обеспечен в 2017 году. По результатам работы в 2018 году получен чистый убыток. Имеет ли право организация в 2019 году принять решение о неначислении амортизации по объектам основных, введенным в рамках данного инвестиционного проекта?

Согласно абзацу 3 пункта 1 постановления № 802 право принять решение о неначислении амортизации в 2019 году предоставлено по объектам основных средств и нематериальных активов, предусмотренным бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств. Кроме этого существуют ограничительные условия применения данного права:

– до 31 декабря включительно года выхода этих производств на проектную мощность или достижения положительного финансового результата (наличие чистой прибыли);

– но не более трех лет с даты ввода в эксплуатацию объектов основных средств и даты принятия к бухгалтерскому учету нематериальных активов.

С учетом данных норм, право не начислять амортизацию организации имеют только до достижения хотя бы одного из указанных ограничений.

Таким образом, если выход на проектную мощность был обеспечен в 2017 году, то у организации нет права принять решение о неначислении амортизации в 2019 году, независимо от полученного финансового результата по итогам 2018 года.

 

Вопрос 7.

Организацией в 2018 году было принято решение о неначислении амортизации с 1 января по 31 декабря 2018 года. Вместе с тем, в течение 2018 года возникла потребность изыскания дополнительных источников пополнения оборотных средств. В связи с указанным было принято решение отказаться от принятого решения о неначислении амортизации и исчислить в декабре 2018 года амортизацию по основным средствам за январь-декабрь 2018 года. Правомерны ли подобные действия организации по отмене решения о неначислении амортизации?

Согласно пункту 1 постановления № 802 в 2018 году организация имела право (но не была обязана) в 2018 году принять решение о неначислении амортизации по всем или отдельным основным средствам и нематериальным активам, используемым ими в предпринимательской деятельности, за исключением основных средств, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств.

При этом решение о неначислении амортизации, как один из выбранных организацией подходов к ведению бухгалтерского учета, фактически является элементом ее учетной политики. Согласно пункту 7 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. «О бухгалтерском учете и отчетности», изменения в учетную политику организации в течение года могут быть внесены только в случае изменения законодательства Республики Беларусь либо принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.

Постановлением №802 также не предусмотрено права последующей отмены принятого решения о неначислении амортизации и ее доначисления за 2018 год.

С учетом указанного, отмена принятого решения о неначислении амортизации на протяжении 2018 года неправомерна.»;