Главная / Экономические союзы, доступ на рынки / Зоны свободной торговли / Соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций

Соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций

2.1 История переговорного процесса

В связи с возрастанием роли глобальных интеграционных процессов в осуществлении международного торгово-экономического сотрудничества одной из важнейших целей внешнеторговой политики Республики Беларусь является присоединение к Всемирной торговой организации (далее – ВТО). Участие в данной организации позволит Беларуси сохранить уже существующие позиции и завоевать новые ниши в международном торговом сообществе, обеспечить стабильные и предсказуемые условия торговли, а также станет «сертификатом» качества белорусской экономики для иностранных инвесторов, кредиторов, производителей и потребителей. 

Беларусь подала заявку на присоединение к ВТО в 1993 году.

В период 1997–2005 гг. проведено семь заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси. После 2005 года работа продолжилась в режиме неформальных консультаций (5 раундов консультаций Председателя Рабочей группы с участием членов ВТО).

Беларусь, как член Евразийского экономического союза, де-факто живет по правилам ВТО с 2012 года, так как эти правила, равно как и обязательства Российской Федерации в ВТО, легли в основу права ЕАЭС.

В 2016 году Главой государства и Правительством приняты решения об активизации переговорного процесса по присоединению Беларуси к ВТО: обновлен состав Межведомственной комиссии по вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО; сформирована переговорная делегация; назначен главный переговорщик.

С 2017 года возобновлена практика проведения заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси (состоялось пять заседания Рабочей группы, последнее, 12-е заседание, проведено в июле 2019 г.), а также полномасштабных раундов двусторонних переговоров в рамках присоединения к ВТО. Обеспечен переход от Сводного отчета к проекту Доклада Рабочей группы, то есть к заключительной стадии переговорного процесса по присоединению к ВТО.

В 2019 г. в ежегодном докладе Генерального директора ВТО Роберто Азеведу Беларусь впервые была отнесена к странам, находящимся в стратегическом фокусе Секретариата.

В целом 2019 г. был определяющим по согласованию параметров белорусского членства в ВТО. Совместно с Секретариатом ВТО была разработана индикативная дорожная карта завершения присоединения Беларуси к организации, которая содержит перечень мероприятий, необходимых для реализации на внешнем контуре заинтересованными республиканскими органами государственного управления и иными организациями с целью завершения переговорного процесса.

В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в мире в 2020 г. проведение очередного 13-го заседания Рабочей группы по присоединению к ВТО отложено.

2.2 Текущий статус переговоров

По состоянию на январь 2022 г. двусторонние переговоры по доступу на рынки завершены с 22 членами ВТО: Австралией, Аргентиной, Арменией, Афганистаном, Болгарией, Гватемалой, Доминиканской Республикой, Индией, Исландией, Китаем, Китайским Тайбэем, Республикой Корея, Кубой, Кыргызстаном, Молдовой, Норвегией, Панамой, Турцией, Швейцарией, Эквадором, Эль-Сальвадором, Японией. Переговоры с 12 из них завершены в 2017-2020 гг.

Продолжаются переговоры с 7 членами ВТО: по доступу на рынок услуг – с ЕС, Канадой, США и Украиной, по доступу на рынок товаров – с Бразилией, ЕС, Канадой, Коста-Рикой, Новой Зеландией и США.

Также продолжается работа в многостороннем формате над согласованием проекта Доклада Рабочей группы по присоединению Республики Беларусь к ВТО, Плана нормотворческих работ и иных переговорных документов.

2.3 Оценка социально-экономических последствий присоединения Республики Беларусь к ВТО

По расчетам международных экспертов, с точки зрения макроэкономических результатов влияние присоединения к ВТО на экономику Беларуси будет в целом положительным. Однако оно будет зависеть от обязательств, взятых страной при вступлении.

Согласно оценкам только благодаря внутренним преобразованиям в течение 5 лет после присоединения к ВТО ВВП Беларуси может вырасти на 1,2–1,8% в зависимости от принятых обязательств, а благосостояние может увеличиться от 1% до 3,2%. Вступление в ВТО также приведет к росту оплаты труда, созданию рабочих мест в более эффективных секторах и сокращению в наименее эффективных.

Изменения в экономической политике, оказывающие наибольшее влияние, следующие:

снижение регуляторных барьеров, связанных с существующими бюрократическими барьерами (индивидуальное влияние данной меры: рост ВВП на 0,86%, рост благосостояния на 0,58%, снижение уровня цен на 0,27%, рост экспорта на 0,83%, рост импорта на 0,41%);

либерализация торговли услугами: открытость в сфере услуг будет способствовать притоку инвестиций, существенному росту продаж на внутреннем рынке и сокращению импорта услуг.

Вступление в ВТО также может способствовать географической диверсификации экспорта (возможно некоторое снижение экспорта Беларуси в ЕАЭС, в то время как экспорт в ЕС, Китай и другие страны увеличится).

При условии же существенной либерализации торгово-экономического режима присоединение Беларуси к ВТО может иметь следующие преимущества для национальной экономики:

прирост ВВП в течение 5 лет после присоединения на 4,9 млрд долл. США;

устранение необоснованных барьеров для белорусской продукции на внешних рынках и «разблокировка» потенциала роста экспорта товаров и услуг более чем на 1,3 млрд долл. США;

рост производства сельскохозяйственной и промышленной продукции до 13% в отдельных отраслях;

прирост накопленных прямых иностранных инвестиций до 12 млрд долл. США в течение 5 лет после присоединения;

привлечение внешних заимствований со стороны международных финансовых организаций и институтов на более выгодных условиях;

доступ к Органу по разрешению споров ВТО, позволяющему отстаивать внешнеторговые интересы страны.

 

2.4 Компетенция Минэкономики

Схема закрепления ответственных органов государственного управления по вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО  утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 1999 г. № 1338.

Министерство экономики принимает активное участие в переговорном процессе по присоединению Беларуси к ВТО, как на многостороннем, так и на двустороннем треках.

Министерство экономики курирует следующие вопросы в рамках присоединения Республики Беларусь к ВТО:

-                  Инвестиционный режим;

-                  Приватизация и государственная собственность;

-                  Государственные торговые предприятия;

-                  Лицензирование видов деятельности;

-                  Экспортные субсидии (кроме сельскохозяйственных экспортных субсидий);

-                  Промышленная политика, в том числе субсидирование;

-                  Инвестиционные меры, связанные с торговлей;

-                  Свободные экономические зоны;

-                  Организационно-правовые формы ведения хозяйственной деятельности (внедрение института филиалов иностранных юридических лиц);

-                  Политика, затрагивающая торговлю услугами (в том числе вопросы доступа на рынок услуг);

-                  Формирует позицию Беларуси в двусторонних переговорах по доступу на рынок услуг;

-                  Получение статуса страны с рыночной экономикой.

Минэкономики также разработало Вопросник по государственным торговым предприятиям и Вопросник по промышленным субсидиям.