Александр Червяков: новый законопроект сделает национальную систему прогнозирования более гибкой и адаптивной
Об этом заявил сегодня, 20 декабря 2022 года, Министр экономики
Александр Червяков в своем докладе о предлагаемых изменениях в Закон «О
государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития
Республики Беларусь» на заседании Палаты Представителей Национального собрания.
Как отметил глава экономического ведомства, идеология нового
документа заключается, в первую очередь, в разграничении процессов планирования
и прогнозирования: прогноз – это представление, каким мы видим будущее, а план
– это цель, задачи, задания, меры по их достижению, необходимые ресурсы и
ответственные. То есть, что мы хотим достичь и каким образом. При этом, сохранены
преимущества действующего закона – его рамочность, гибкость и компактность. На
данных подходах и базировались ключевые новации законопроекта, на которых
подробно остановился Александр Червяков.
«Первая. Выстраивается четкая система документов. Они распределены
по видам, систематизированы по периодам и уровням разработки.
Вторая. Усиливается научно-техническая, региональная и отраслевая составляющие
процесса планирования и прогнозирования. Для этого предлагается исключить из
системы прогнозирования Основные направления развития страны на 10 лет и
Госинвестпрограмму и включить в нее Комплексный прогноз научно-технического
прогресса. Он должен стать технологическим фундаментом всей системы
планирования и прогнозирования. Кроме того, ее элементом стали и госпрограммы.
Третья. Корректируются уровни утверждения документов в контексте перераспределения
полномочий. Пятилетняя Программа утверждается Всебелорусским народным
собранием. В «оперативном поле» Главы государства – одобрение концепции
пятилетней Программы, а также утверждение важнейших плановых показателей и
параметров на очередной год. За исполкомами – разработка и утверждение планов
развития территорий, которые включают не только цели и задачи в виде прогноза,
но и действия по их достижению: поручения Президента, портфель инвестпроектов и
так далее. Такая практика предусматривает более комплексный подход к
дальнейшему развитию регионов.
Четвёртая. Правительству по согласованию с Президентом
предоставляется право устанавливать особый порядок и сроки разработки прогноза
и бюджета. Данная норма даёт возможность учета форсмажорных обстоятельств,
внешнеполитических, внешнеэкономических и иных событий, требующих нестандартных
мер реагирования и оценки развития экономики», – пояснил руководитель
Министерства.
Таким образом, как отметил Александр Червяков, новый законопроект
обеспечит переход к более гибкой и адаптивной системе прогнозирования, которая,
в свою очередь, позволит своевременно разрабатывать и реализовывать меры
реагирования.
По результатам рассмотрения законопроект был принят депутатами в
первом чтении.