Главная / Большой разговор с Президентом

Большой разговор с Президентом

Ответы на некоторые обращения граждан, поступившие накануне и в ходе встречи Главы государства с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ  1 марта 2019 г. и направленные в Министерство экономики

О целях и нормах Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“.

Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“ (далее – Декрет № 6) направлен на всемерное содействие развитию предпринимательской деятельности вне крупных городов республики, обеспечивая рост благосостояния населения на основе повышения уровня развития, эффективности и конкурентоспособности экономики регионов за счет распределения производственных сил.

Декрет № 6 распространяет свое действие на территорию средних, малых городских поселений и сельской местности. Он принят в целях создания благоприятных условий ведения бизнеса на этих территориях, повышения инвестиционной привлекательности регионов, расширения в них производства товаров, работ и услуг.

Для достижения данной цели Декретом № 6 предусмотрен ряд существенных налоговых и неналоговых льгот для коммерческих организаций и для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории средних, малых городских поселений и сельской местности и осуществляющих там свою производственную деятельность.

В соответствии с Декретом № 6 коммерческие организации (за исключением коммерческих организаций, созданных после 1 августа 2016 г. в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, а также коммерческих организаций, реорганизованных после указанной даты путем присоединения к ним других юридических лиц Республики Беларусь),индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местностии осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг)в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации:

вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели) соответственно в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства

освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности (в том числе связанной со специфическими товарами (работами, услугами), внесение в такое специальное разрешение (лицензию) изменений и (или) дополнений, продление срока его (ее) действия;

вправе не исчислять и не уплачивать иные налоги, сборы (пошлины) (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, патентной пошлины, утилизационного сбора, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и (или) перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента, если Декретом № 6 не предусмотрено иное);

освобождаются от обязательной продажииностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от сдачи имущества в аренду.

Действие предусмотренных Декретом № 6 льгот распространено не только на коммерческие организации Республики Беларусь, которые  находятся  на территории  средних и малых городских поселений и сельской местности и осуществляют там свою деятельность, но также на обособленные подразделения юридических лиц, расположенные и функционирующие на соответствующей территории.

Также коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, а также коммерческие организации Республики Беларусь, имеющие обособленные подразделения, в части деятельности обособленных подразделений:

освобождаются от обязательного заключения сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества ”Белорусская универсальная товарная биржа“ при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства (за исключением приобретения полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств), а также при реализации товаров собственного производства на экспорт (за исключением товаров, классифицируемых в товарных позициях 4101,4403 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза);

вправе:

самостоятельно определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации произведенной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;

самостоятельно определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или покупателей продукции, товаров (работ, услуг) для собственного производства и продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при приобретении товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств);

страховать свои имущественные интересы у страховых организаций, страховых брокеров, созданных за пределами Республики Беларусь.

Декретом № 6 предусмотрено распространение действия нормы об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами товаров, классифицируемых в определенных товарных позициях согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд, с даты изготовления которых прошло не более 5 лет, на все коммерческие организации Республики Беларусь, которые зарегистрированы на территории средних и малых городских поселений и сельской местности, независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

Кроме того, Декретом № 6 закреплен ряд особенностей применения на территории малых, средних городских поселений и сельской местности норм законодательства, регулирующего отношения в области распоряжения государственным имуществом.

Так предусмотрено, что отчуждение находящихся на этой территории и принадлежащих государству капитальных строений (в том числе незавершенных, законсервированных или незаконсервированных) осуществляется без продажи права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания отчуждаемого имущества, если такой земельный участок предоставляется покупателю имущества в аренду.

При этом земельный участок предоставляется в аренду покупателю имущества без проведения аукциона и без взимания платы за право заключения договора аренды. Многолетние насаждения, расположенные на этом земельном участке, отчуждаются ему на безвозмездной основе.

Кроме того, Декретом № 6 закрепляется норма о том, что при продаже находящихся в республиканской собственности и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений, иного недвижимого имущества, долей в праве общей собственности на них, незавершенных незаконсервированных капитальных строений покупателю по его письменному заявлению предоставляется рассрочка оплаты указанного имущества, приобретаемого им для целей организации производства товаров (работ, услуг) собственного производства и (или) их реализации, сроком до 5 лет со дня заключения договора купли-продажи с ежемесячной индексацией платежей.

Таким образом, предлагаемый Декретом № 6 преференциальный порядок осуществления предпринимательской деятельности в средних, малых городских поселениях, сельской местности будет способствовать активизации деловой инициативы, развитию самозанятости населения, организации новых рабочих мест, повышению экономического потенциала регионов и уровня жизни населения.

 

О мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь.

В целях создания благоприятных условий для инициативы и ведения бизнеса как в государственном, так и частном секторе предусмотрено системное совершенствование законодательства и его правоприменения.

В конце 2017 года Главой государства принят ряд нормативных правовых актов (”либерализационный пакет“ документов) по созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, раскрепощению деловой инициативы и творческого потенциала граждан.

Основной вектор в данном направлении задал Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7  ”О развитии предпринимательства“ (далее – Декрет № 7).

В числе норм прямого действия Декретом № 7 предусмотрено введение уведомительного порядка начала деятельности для определенных видов бизнеса, то есть без предварительных согласований, включения в реестры, регистры, получения заключений экспертиз и т. п. предприниматель вправе начать любой из 19 видов деятельности.

Кроме того, упразднены многие устаревшие административные процедуры (в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, рекламы, транспортных перевозок); примерно в 10 раз сокращен минимально достаточный перечень обязательных противопожарных,санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, природоохранных и других требований; усовершенствованы вопросы контрольной (надзорной) деятельности; установлен мораторий до 2020 года на повышение налоговых ставок и введение новых налогов.

Предпринимаются шаги по переходу на электронный формат осуществления процедур. Это касается земельных и имущественных отношений, вопросов разработки проектной и строительной документации, получения лицензий, разрешений и других административных процедур.

Активизировалась работа общественно-консультативных советов в регионах. Перестроилась работа на местах в целях обеспечения правоприменительной практики согласно принятым Декретом № 7 нормам прямого действия и другим документам по либерализации условий ведения бизнеса.

В каждом облисполкоме и в Мингорисполкоме созданы рабочие группы и утверждены графики встреч с бизнесом. По всей стране прошли открытые семинары, на которых представители компетентных государственных органов, выступая перед предпринимателями, доносят информацию о новых условиях работы и отвечают на вопросы.

В ”либерализационный пакет“ вошел Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 ”О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания“, предусматривающий введение налоговых льгот и иных преференций для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания в сельской местности и на территории малых городских поселений.

Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 ”О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности“ направлен на системную оптимизацию контрольной функции государства и переориентацию работы контролеров. Реализация подходов, заложенных в Указе, позволяет исключить тотальный характер и карательный уклон нашей контрольной системы и одновременно повышает ее профилактическую составляющую.

Законом Республики Беларусь от 8 января 2018 г. ”О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях“ предусмотрена комплексная либерализация всего законодательства об административной ответственности.

Согласно Закону Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. ”О нормативных правовых актах“ оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов, влияющих на условия осуществления предпринимательской деятельности, является составной частью прогнозирования последствий принятия проектов нормативных правовых актов. 

Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018 – 2020 годы предусмотрено формирование благоприятной бизнес-среды как национального бренда, создание стабильных, предсказуемых, комфортных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования.

Правительством утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства ”Беларусь – страна успешного предпринимательства“ на период до 2030 года. Имплементация ее норм станет продолжением целенаправленной работы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации Стратегии предусмотрено принятие мер по повышению степени экономической свободы частной предпринимательской инициативы, совершенствованию правоотношений в области защиты собственности, формированию рациональной фискальной политики, упрощению учета и отчетности, расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, совершенствованию форм и методов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развитию национальной системы бизнес-образования. 

В первом квартале текущего года на рассмотрение Правительства будет представлена обновленная Государственная программа ”Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь“ на 2016 – 2020 года. В документ войдет ряд мер, направленных на формирование благоприятных условий и дополнительных стимулов для развития малого и среднего предпринимательства в отдельных отраслях и видах деятельности (промышленность, строительство, энергетика, деревообработка, здравоохранение, образование и другие). Также мероприятия Государственной программы будут дополнены мерами по формированию конкурентной среды и обеспечению равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности, совершенствованию правоотношений в области собственности, использованию новых инструментов финансовой и нефинансовой поддержки на республиканском и местном уровнях.

Принятые меры будут способствовать поступательному снижению административной и фискальной нагрузки на предпринимателей, устойчивой динамике качественного развития малого и среднего предпринимательства, совершенствованию его отраслевой и территориальной структуры, созданию в малых и средних организациях новых рабочих мест.


 О приоритетах пятилетки

 5 приоритетов текущей пятилетки одобрены Пятым Всебелорусским народным собранием в июне 2016 г. и утверждены в Указе Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. №466 – это инвестиции, занятость, экспорт, информатизация и молодежь.

Данные приоритеты конкретизированы непосредственно в самой Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, а также в государственных программах, разрабатываемых, в первую очередь, в развитие приоритетов пятилетки (их перечень утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. №148).

Стабильный прогресс достигается в целом по всем приоритетам текущей пятилетки.

Реализации приоритета «Инвестиции» способствует работа по улучшению деловой и инвестиционной среды, обеспечению гарантий и защите прав частной собственности, снижению регулятивных рисков. По итогам 2018 года обеспечена положительная динамика инвестиций в основной капитал (105,1%), выполнен прогнозный показатель по привлечению прямых иностранных инвестиций (1,54 млрд. долл. США при прогнозе 1,4 млрд. долл. США).

Организована системная работа по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств. Продолжается стимулирование экономической активности незанятого и самозанятого населения. В результате уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2019 года снизился до 0,3%.

Результат работы по поддержке экспортеров и диверсификации рынков сбыта – увеличение экспорта товаров и услуг в 2018 г.
до 42 млрд. долл. (темп роста 114,9%). Внешнеторговое сальдо составило
694,4 млн. долл. (1,2% ВВП при прогнозе «минус» 0,1%). Это рекордный показатель за более чем 25 лет (за исключением только 2012 г.). Сальдо внешней торговли услугами (+3,3 млрд. долл.) также является рекордным.

В части информатизации проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы для создания среды, максимально лагоприятной для развития информационных технологий. Издан ряд нормативных правовых актов, создан Совет по развитию цифровой экономики и др.

Основной целью молодежной политики остается воспитание преданности независимой Беларуси и любви к родной земле. Для этого продолжилась практика проведения значимых мероприятий для молодежи, совершенствуется законодательство с целью поддержки работающих молодых граждан, расширения участия молодежи в формировании
и реализации государственной молодежной политики.


О возможности приобретения акций отечественных акционерных обществ

На сегодняшний день рынок акций представлен акциями свыше 4,4 тыс. открытых и закрытых акционерных обществ. Акции могут продаваться как на организованном, так и на неорганизованном рынке. Общий объем эмиссии акций на 01.01.2019 составил 32,7 млрд. рублей по номинальной стоимости, сумма сделок с акциями в 2018 году составила 718,01 млн. руб. Следует признать, что объем операций на рынке акций (в годовом выражении менее 1% ВВП) представляется недостаточным и говорит о наличии значительного потенциала для его развития.

Причин неразвитости рынка ценных бумаг много и одна из них: акции – специфический, достаточно рисковый инструмент инвестирования, требующий определенного уровня финансовой грамотности.

Безусловно, государство заинтересовано в том, чтобы граждане как можно больше своих средств инвестировали в ценные бумаги и в данном направлении предпринимается немало усилий.

Одним из направлений активизации рынка ценных бумаг является отчуждение акций, принадлежащих такому акционеру как государство. В соответствии с Законом о приватизации акции могут быть проданы на аукционе, по конкурсу, а также по результатам доверительного управления. В последнее время получил такой способ продажи акций как аукцион в торговой системе ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“. Очередной аукцион по продаже акций восьми открытых акционерных обществ (”Минский Промтранспроект“, ”Специализированное управление механизации № 96“, ”ЦАУК“, ”Завод Промбурвод“, ”МинскСортСемОвощ“, ”Мотекс“, ”Беллегпромпроект“ и ”Бобруйская обувная фабрика“) объявлен на 25 марта 2019 г.

Благодаря совершенствованию законодательства с конца 2018 года такой способ продажи акций (через биржу) доступен и административно-территориальным единицам. Это позволит увеличить количество обществ с участием государства, акции которых можно будет приобрести на бирже.

Действует до настоящего времени и механизм приобретения государственных акций в обмен на именные приватизационные чеки ”Имущество“ (такую возможность можно реализовать в отделениях АСБ ”Беларусбанк“).


О недопустимости доведения показателей малому бизнесу

 Указы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. №469 ”О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год“ и от 20 декабря 2018 г. №483 ”О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2019 год“ не допускают доведение показателей организациям, не определенных Правительством, малым и микроорганизациям, организациям с участием иностранного капитала.


 О стабилизации экономической и демографической ситуации в регионах страны, планах индустриализации регионов, мерах по повышению уровня жизни и заработной платы, развития инфраструктуры в малых населенных пунктах

 Задача стабилизации экономической и демографической ситуации в регионах решается комплексно через систему программных и прогнозных документов.

На 5 лет в регионах (городах областного подчинения и районах) разрабатываются программы социально-экономического развития. В настоящее время реализуются программы на 2016–2020 годы.

В 2018 году во всех административно-территориальных единицах утверждены планы индустриализации на период до 2025 года. Планы содержат инвестиционные проекты  и предложения в производственной сфере, а также по созданию производственной и социальной инфраструктуры.

В основу данных планов легли подходы, отработанные Министерством экономики и ГНУ ”Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь“ при разработке пилотного проекта ­ – Плана новой индустриализации регионов до 2025 года.

Эти же подходы легли в основу разработки ГУ ”Национальное агентство инвестиций и приватизации“ Министерства экономики интерактивного портала ”Дорожная карта инвестора“ и формирования Плана индустриализации отстающих регионов.

Ежегодно в районах и городах областного подчинения разрабатываются планы развития на год, детализирующие мероприятия пятилетних программ (а с 2019 года – и планов индустриализации) и содержащие пошаговые действия во всех сферах деятельности по решению задач социально-экономического развития регионов.

Правительством утверждено Положение о порядке отнесения административно-территориальных единиц к территориям, отстающим по уровню социально-экономического развития (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2019 г. № 74). С учетом его подходов проведен отбор и определен перечень, включающий 31 отстающий район.

По этому кругу в целях сокращения разрыва по уровню и качеству жизни населения сформирован План индустриализации отстающих регионов. Он предусматривает реализацию инвестиционных проектов

и предложений в производственной сфере по 2 направлениям: модернизация и реконструкция действующих предприятий и создание новых производств на основе использования конкурентных преимуществ, накопленных компетенций и потенциала регионов.

План также содержит предложения по формированию производственной и социальной инфраструктуры, что позволит создать условия для развития промышленного потенциала, привлечения трудовых ресурсов, снижения оттока населения за счет формирования комфортных условий для жизни.

В результате реализации Плана к 2020 году ожидается выход 11 районов из числа отстающих и сокращение разрыва в остальных отстающих районах, в том числе 5 районов практически приблизятся к выходу из группы.

Также в целях повышения уровня и качества жизни в отдельных регионах реализуются Программа социально-экономического развития юго-восточного региона Могилевской области до 2020 года, Программа развития Оршанского района Витебской области на период до 2023 года.

Особое внимание уделяется развитию предпринимательской инициативы и самозанятости в регионах (предусмотрен льготный режим организации бизнеса в малых населенных пунктах). 

В рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2018 г. № 506 ”О развитии Оршанского района Витебской области“ отрабатывается комплекс общесистемных мер по упрощению условий ведения бизнеса, распоряжению государственным имуществом, созданию дополнительных условий для привлечения инвесторов, либерализации валютных отношений; предусмотрены нормы по дальнейшему упорядочиванию проверочной деятельности, декриминализации экономических рисков, минимизированы случаи содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении экономических преступлений. С учетом практики реализации данного Указа  на территории Оршанского района наиболее эффективные меры могут быть в последующем распространены на другие регионы республики в увязке с перспективными проектами и направлениями развития этих территорий.

Продолжается работа по совершенствованию системы государственных социальных стандартов с тем, чтобы создать комфортные условия жизнедеятельности и обеспечить обслуживание населения  во всех без исключения населенных пунктах республики на должном уровне. Так, в этом году в Оршанском районе Витебской области реализуется Пилотный проект по внедрению усовершенствованной системы государственных социальных стандартов, по итогам выполнения которого лучший опыт будет распространен на другие регионы страны.


 О реформе административно-территориального устройства Республики Беларусь

 Вопрос рассматривается в рамках работы рабочей группы, созданной распоряжением Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Мясниковича М.В. от 8 мая 2018 г. № 6.

В состав данной группы вошли представители государственных органов, научных организаций.

Задача рабочей группы – изучение эффективности административно-территориального устройства Республики Беларусь и выработка экономически обоснованных предложений по его совершенствованию с учетом перспектив развития регионов, динамики численности населения, концентрации производительных сил, сложившейся специализации хозяйственного комплекса, имеющихся
в регионах природных, инфраструктурных, демографических и трудовых ресурсов, структуры занятости населения, уровня развития социальной инфраструктуры и др.


  О садоводческих товариществах


 О переходе садоводческого товарищества в разряд поселка

Садоводческие товарищества изначально не планировались как населенные пункты. Превращение их в населенные пункты потребует дополнительных бюджетных расходов (при недостаточности их для имеющихся населенных пунктов), а также затронет иных садоводов, не желающих нести издержки преобразования в населенные пункты.


 О передачи регулирования деятельности садоводческих товариществ в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь

Предложение о необходимости регулирования деятельности садоводческих товариществ Законом Республики Беларусь,
а не Указом Президента Республики Беларусь, в настоящее времени не находит поддержки депутатского корпуса Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.


 О содержании на участке сельскохозяйственных животных и контроле санитарно-гигиенического состояния в садоводческом товариществе

В соответствии с требованиями части второй пункта 16 Типовых правил внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 21 июля 2008 г. № 1048 ”О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50“, содержание мелких сельскохозяйственных животных и птицы в целях их дальнейшего разведения и получения продукции, член товарищества должен согласовать с другими членами товарищества – владельцами, собственниками и арендаторами смежных земельных участков, при этом согласование должно быть выражено в письменной форме.

Согласно пункту 6 Указа № 50 контроль за деятельностью садоводческих товариществ, оказание им правовой помощи осуществляют в соответствии со своей компетенцией местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых расположены садоводческие товарищества, и другие государственные органы.

Местные исполнительные распорядительные органы, на территории которых находятся садоводческие товарищества вправе осуществлять в них контроль, только в рамках компетенции, установленной Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г.
”О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь“.


Ответы на вопросы средств массовой информации, направленные в редакции

 

 “Наша ніва”: Назавіце тры паспяховыя ўнутранныя інвест-праекты (калі дзяржава інвеставала ў нейкае прадпрыемства) за апошнія 5 год. А таксама тры паспяховыя замежныя інвест-праекты.

 Аб прыкладах паспяховых дзяржаўных інвестыцый

З удзелам дзяржавы ў нашай краіне рэалізуюцца праекты, у асноўным, у сацыяльнай сферы, транспартнай, энергетычнай і жыллёвай інфраструктуры. У рэалізацыю праектаў ўкладваюцца таксама значныя ўласныя сродкі арганізацый рэальнага сектара эканомікі.

Так, напрыклад, у 2016 годзе завершана будаўніцтва другой кальцавой аўтамабільнай дарогі вакол г. Мінска. Гэта забяспечыць грамадзянам і бізнэсу доступ да больш дасканалай транспартнай камунікацыі, знізіць лагістычныя выдаткі за кошт павышэння якасці сувязі гарадоў-спадарожнікаў са сталіцай, што ў далейшым акажа значны сацыяльна-эканамічны эфект на развіццё Мінскай агламерацыі.

У 2015-2018 гадах у ААТ «Барысаўскі завод медыцынскіх прэпаратаў» у рамках праекта па рэканструкцыі ампульнай вытворчасці ўкаранёны дзве новыя для рэспублікі тэхналогіі вытворчасці лекавых сродкаў: глюкозамін і цыціколін, якія адказваюць патрабаванням Дзяржаўнай фармакапеі Рэспублікі Беларусь, гарманізаваны з Еўрапейскай фармакапеяй. Адпаведна, дадзеныя лекавыя сродкі маюць высокі экспартны патэнцыял.

З мэтай пашырэння асартыменту і павелічэння аб'ёмаў вытворчасці, павышэння якасці натуральнамалочнай прадукцыі ААТ «Бабушкіна крынка» - кіруючая кампанія холдынгу «Магілёўская малочная кампанія» Бабушкіна крынка» пачала выпуск новых для рэспублікі відаў прадукцыі, у тым ліку сухой тварогавай сыроваткі. Дадзеная прадукцыя карыстаецца вялікім попытам у спажыўцоў.

Аб прыкладах паспяховых замежных інвестыцыйных праектаў

Сярод паспяхова завершаных праектаў з удзелам замежнага капіталу можна назваць наступныя. У Барысаўскім раёне Мінскай вобласці сумесна з кітайскімі партнёрамі (кампанія «GEELY») пабудаваны завод і распачаты выпуск легкавых аўтамабіляў СЗАТ «БелДжы» экалагічнага класа Euro 5, сертыфікаваных у адпаведнасці з патрабаваннямі тэхнічнага рэгламенту Мытнага саюза. У выніку рэалізацыі праекта створана 1 240 працоўных месцаў. Калі ў 2012 годзе выраблялася 270 легкавых аўтамабіляў у год, то у 2018 годзе - 10 941 аўтамабіль (рост - у 3,1 разы). Акрамя таго, стварэнне завода дазволіла арганізаваць на базе ААТ «БАТЭ» новыя прадпрыемствы па вытворчасці камплектуючых вырабаў: рухавікоў, сядзенняў, радыятараў.

У пас. Гатава практычна завершана будаўніцтва новага завода па вытворчасці будаўнічых матэрыялаў на аснове гіпсу ААТ «Белгіпс», у тым ліку прэміксаў для сухіх будаўнічых сумесяў, якія адпавядаюць па якасных параметрах і энергаспажыванню міжнародным стандартам.  Рэалізацыю праекта ажыццяўляе расійская кампанія ТАА «Карпарацыя «Волма».

У Гродзенскай вобласці Замежным таварыствам з абмежаванай адказнасцю «АРВИБЕЛАГРО» арганізавана высокатэхналагічная вытворчасць з выкарыстаннем энергазберагальных тэхналогій па прамысловай вытворчасці прадукцыі мяса індычкі. Створана каля 200 працоўных месцаў.

У Мёрскім раёне Віцебскай вобласці заканчваецца будаўніцтва завода па вытворчасці белай бляхі і халоднокатанаго ліста, што дасць магчымасць забяспечыць у рэспубліцы поўнае імпартазамяшчэнне белай бляхі, якая выкарыстоўваецца для ўпакоўкі харчовых прадуктаў.

Акрамя таго, у выніку стварэння ў краіне спрыяльных умоў для прыцягнення інвестыцый, у Беларусь былі прыцягнуты такія буйныя замежныя кампаніі як Kronospan, Stadler, VMG, Danone, KNAUF, Caparol Group, Eskaro Group AB, Midea Group, CITIC Group, China Mercants Croup, ZTE Corporation, Huawei Technologies Co, Zoomlion Co.

 

Tut.by: Все силы брошены на Оршанский район. Какие перспективы ждут остальные районы? Тот же Борисовский, Смолевический?

 В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018–2020 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 г. № 774) задачами региональной политики являются:

рациональное размещение производительных сил в регионах, обеспечивающее сокращение разрыва в доходах и качестве жизни граждан;

концентрация ресурсов на ключевых направлениях развития регионов и в центрах экономического роста, имеющих инвестиционный потенциал и необходимые условия (имеющаяся инфраструктура, качество трудовых ресурсов);

ускоренное развитие 11 городов с численностью более 80 тыс. человек населения, являющихся потенциальными центрами экономического роста (города Орша, Барановичи, Пинск, Новополоцк, Полоцк, Мозырь, Лида, Борисов, Солигорск, Молодечно, Бобруйск);

развитие районов со сложным экономическим положением, сельских территорий, в том числе агрогородков.

Комплексное развитие административно-территориальных единиц осуществляется через систему программных и прогнозных документов.

На 5 лет в регионах (городах областного подчинения и районах) разрабатываются программы социально-экономического развития. В настоящее время реализуются программы на 2016–2020 годы.

В 2018 году во всех административно-территориальных единицах утверждены планы индустриализации на период до 2025 года. Планы содержат инвестиционные проекты и предложения в производственной сфере, а также по созданию производственной и социальной инфраструктуры.

Ежегодно в районах и городах областного подчинения разрабатываются планы развития на год, детализирующие мероприятия пятилетних программ (а с 2019 года – и планов индустриализации) и содержащие пошаговые действия во всех сферах деятельности по решению задач социально-экономического развития регионов.

Для отдельных административно-территориальных единиц (Борисовского района, Молодечненского района, Барановичского района и г. Барановичи, Бобруйского района и г. Бобруйска) разработаны и утверждены комплексные планы развития до 2020 года.

В рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2018 г. № 506 «О развитии Оршанского района Витебской области» (далее – Указ № 506) отрабатывается комплекс общесистемных мер по упрощению условий ведения бизнеса, распоряжению государственным имуществом, созданию дополнительных условий для привлечения инвесторов, либерализации валютных отношений; предусмотрены нормы по дальнейшему упорядочиванию проверочной деятельности, декриминализации экономических рисков, минимизированы случаи содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении экономических преступлений.

С учетом практики реализации Указа № 506 на территории Оршанского района наиболее эффективные меры могут быть в последующем распространены на другие регионы республики в увязке с перспективными проектами и направлениями развития этих территорий.