Главная / Новости

Александр Червяков: Запуск нового инвестиционного цикла – это задача национального масштаба

06/05

Об этом Министр экономики Александр Червяков рассказал журналисту БЕЛТА.

 «Запуск нового инвестиционного цикла – это задача национального масштаба. Ее поставил Глава государства на VI Всебелорусском народном собрании. А Председатель Правительства – конкретизировал: «За пятилетие нам необходимо инвестировать более 200 млрд. рублей, чтобы выйти на запланированные параметры роста».

В этом направлении по поручению Первого вице-премьера Снопкова Н.Г. Минэкономики совместно с госорганами разрабатывается соответствующий Комплекс мер. Результатом всей нашей работы должен стать выход на траекторию ежегодного прироста инвестиций в экономику и формирование их в объеме ВВП до 23% в 2025 году», - сообщил Министр экономики.

Как отметил Александр Червяков, в его основе лежат три ключевых блока, из которых первый и наиболее важный касается наращивания источников создания ресурсов и капитала, а также расширения сегмента «длинных денег» в экономике. 

«Необходимо отметить, что это ключевое и наиболее сложное по глубине и масштабу проработки направление. Планируем сформировать отдельную группу экспертов с подключением специалистов в финансовой, банковской сферах, инвестиционных фондах. Ставим задачу – развить максимальный спектр финансовых инструментов, обеспечив их доступность для бизнеса. Сегодня объективно понятно, что делать акцент в развитии на долговую, кредитную модель – бесперспективно. Нужно формировать финансово-инвестиционную модель развития, в том числе через такие инструменты как облигационные займы, создавать дополнительные условия для развития акционерного капитала, внедрения инструмента синдицированных кредитов, реинвестирования прибыли в основной капитал. Привлекать средства населения, так называемые «матрасные накопления. В целом, нам нужно создавать свой национальный инвестиционный рынок, минимизируя различного рода риски.  И начинать необходимо с инвестиционной грамотности, как юридических лиц, так и населения», – пояснил суть подхода Александр Червяков.

Второй блок мер, по мнению главы экономического ведомства, позволяет снизить издержки инвесторов при реализации проектов.

«Эти решения можно оперативно принять на уровне Правительства и местных органов управления.  Они затрагивают в большей степени вопросы архитектурно-строительного регулирования. Например, оптимизация прохождения экспертизы, последовательность, сроки выдачи, согласование и утверждение градостроительной документации и так далее. Также будут рассмотрены вопросы земельно-имущественных отношений. В целом, мы ставим перед собой задачи по ликвидации избыточных технических и административных норм и процедур при строительстве промышленных объектов. Будем стремиться максимально перевести весь жизненный цикл строительства крупного объекта на цифровую основу. Эксперты оценивают, что оптимизировав все эти процессы, можно сэкономить до 20-30% инвестиционных затрат на всех этапах, начиная от проектирования, строительства, оснащения технологическим оборудованием  и сдачи объекта. Сократить как минимум в 1,5 раза сроки строительства. Быстрее ввести проект в эксплуатацию и раньше получить доходы в бюджет. Планируем к работе подключить бизнес-ассоциации и крупные строительные компании», – прокомментировал Министр.

Характеризуя третий блок – институциональный, Александр Червяков подчеркнул, что он более сложный по подготовке и более длительный по времени реализации.

«В этой работе задействованы практически все участники инвестиционной деятельности и конечно депутаты. Суть – обеспечить предсказуемость и стабильность условий при реализации в первую очередь ключевых, крупномасштабных инвестпроектов.  Очень важно для инвестора при формировании своей бизнес- и финансовой модели понимать условия ведения бизнеса на горизонте как минимум в пять лет, а также, какой «стандартный пакет» льгот и преференций предложит государство. Здесь мы планируем рассмотреть ряд вопросов, которые снижают издержки для инвестора в виде фискального вычета на машины и оборудование, на здания и сооружения. Для поддержки инвестпроектов в промышленности предлагаем закрепить особый правовой режим специальных инвестиционных договоров, с возможностью гарантированной госзакупки. И многие другие идеи», – пояснил Министр экономики.

Говоря о ключевом вопросе – имеющихся инвестиционных проектах, Александр Червяков отметил:

«Несмотря на то, что их предложено более 600, для запуска нового инвестиционного цикла этого будет недостаточно. Здесь у нас несколько рычагов управления.

Первый – бюджетный рычаг, там, где государство управляет капвложениями. В этом направлении работа выстроена на уровне планирования Госинвестпрограммы на 2021 год, государственных и региональных программ. Сейчас отрабатываем методологию приоритезации проектов, вошедших в Национальный инфраструктурный план.  В целом бюджетный охват всех инвестиций составит порядка 20%.

Второй – отраслевой рычаг. Здесь подход следующий. При разработке отраслевых пятилетних планов концентрируемся только на конкретных инвестпроектах, исключаем мероприятия, описывающие текущую деятельность. Включаем проекты - прорывные инициативы, которые существенно меняют жизнь человека к лучшему, служат драйверами роста, имеют значимые социально-экономические эффекты и работают на межотраслевое взаимодействие. Проекты должны иметь конкретных бенефициаров и понятные, измеряемые результаты. Основной подход – «есть проекты – есть программа».

Работа будет проведена на уровне отраслевых министерств и концернов, с привлечением ученых и защищена на площадке Минэкономики с участием курирующего Вице-премьера.

Третий – инновационный. Подготовлена Государственная программа инновационного развития. В её рамках предусмотрено к реализации более 70 проектов в медицине, фармацевтике, машиностроении, химической промышленности, энергетике, строительстве и агропромышленном комплексе.

Принципиально новым подходом в реализации инновационной политики станут «Проекты будущего». Они предусматривают комплексный подход создания и развития новых отраслей: от идеи до организации производств с высоким экономическим эффектом. Определены пять проектов будущего: «Национальный электротранспорт», «Биотехнологии в агропромышленном комплексе», «Инновационное здравоохранение», «Биотехнологии для фармацевтики», «Умные города Беларуси». Сейчас стоит задача наполнить их конкретикой.

Совокупный объем инвестиций по «Проектам будущего» и инновационным проектам составит более 6 млрд. рублей.

Четвертый – интеграционный. В рамках программы евразийской индустриализации Беларусь участвует в реализации 32 крупных инвестиционных и значимых проектов в промышленной отрасли (станко-машиностроение, химическое производство, производство стройматериалов и другие)».

 В завершение беседы Александр Червяков сделал особый акцент на пятом рычаге – инфраструктурном.

«Развитие инфраструктуры – это ключевая задача государства. Правительством проделана огромная работа по систематизации инфраструктурных объектов на уровне единого Национального инфраструктурного плана.

Но для долгосрочного роста экономики необходимы крупные стратегические инициативы в виде межотраслевых инфраструктурных мультипроектов. Их задача стать катализаторами создания новых отраслей и производств, появления спроса на новые виды услуг. Остановлюсь на двух направлениях.

Первое. Здоровье нации. Ключевой для нас вопрос. Здесь мы видим развитие индустрии отдыха и внутреннего туризма. Сегодня открыто «окно возможностей», когда можем совместить наши достижения в здравоохранении с традиционной китайской медициной, красивой природой, чистым воздухом наших лесов и экологичными продуктами питания. Предложить инвесторам создать региональные кластеры для оздоровления и постковидной реабилитации, как нашего населения, так и соседей.  Спрос на эти услуги будет только расти.

Второе. Итоги прошедшего «климатического саммита» свидетельствуют о всё большей значимости низкоуглеродных технологий. Поэтому вопрос строительства второй АЭС может стать вполне актуальным для нашей экономики. Энергия атома является экологически чистой. Ее использование в производстве сделает нашу продукцию более конкурентной на европейском рынке, а также откроет возможности для развития водородной энергетики. И, конечно, появление такого значимого объекта в одном из регионов станет драйвером его развития», – резюмировал Министр.

Теги