Главная / Комментарии

Комментарий к Указу от 27 февраля 2012 года № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля»

01/03

27.02.2012 Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля».

Принятие проекта Указа призвано привести существующие составы административных правонарушений за нарушения антимонопольного законодательства в соответствие с практикой применения действующего антимонопольного законодательства, характером нарушений, а также происходящими в республике экономическими процессами, связанными с экономической концентрацией производства и капитала.

Указом предусматривается:

1. Изъятие из законодательства о контрольной (надзорной) деятельности сферы контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о ценообразовании.

Вносимые дополнения, в части исключения из сферы действия законодательства о контрольной (надзорной) деятельности проверок по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства, позволят антимонопольным органам оперативно выявлять и пресекать нарушения законодательства, в том числе реагировать на факты ценовых сговоров субъектов, на запреты и (или) ограничения в отношении реализации товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь, вводимые органами управления в отдельных административно-территориальных единицах Республики Беларусь,  что будет положительно сказываться на ценовой ситуации на товарных рынках и, как следствие, способствовать оздоровлению экономики страны в целом.

2. Введение ответственности юридических лиц и усиление административной ответственности за:

совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, деяния, являющегося в соответствии с антимонопольным законодательством злоупотреблением доминирующим положением;

заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно договоренность осуществлять и осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию;

совершение действий, являющихся в соответствии с антимонопольным законодательством недобросовестной конкуренцией.

Согласно статье 5 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон) злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке признается неправомерная деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке , в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:

создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;

заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

применения к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;


  1Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:


1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам (далее - конкуренты) долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.

 

согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

осуществления иных действий (бездействия), приводящих к указанным результатам.

В соответствии со статьей 6 Закона запрещается заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):

раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;

осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;

отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (статья 1 Закона).

Формами проявления недобросовестной конкуренции на основании статьи 14-2 Закона являются:

действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов;

утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента;

указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки;

действия, противоречащие требованиям Закона и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.

3. Усиление ответственности должностных лиц  государственных органов, иной государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностных лиц других юридических лиц за уклонение от исполнения предписаний, иных законных требований антимонопольных органов.

Размеры штрафов за нарушения антимонопольного законодательства составят:

Вид нарушения

Размеры штрафов

на должностное лицо

на индивидуального предпринимателя

на юридическое лицо

Злоупотребление доминирующим положением

От 20 до 100 базовых величин

 

От 100 до 200 базовых величин

До 10 процентов суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 500 базовых величин

Заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно договоренность осуществлять и осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию

 

От 20 до 100 базовых величин

От 100 до 200 базовых величин

До 10 процентов суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 400 базовых величин

Недобросовестная конкуренция

 

От 20 до 100 базовых величин

 

От 100 до 200 базовых величин

 

До 10 процентов суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 400 базовых величин

Уклонение от исполнения предписаний, иных законных требований антимонопольных органов должностных лиц  государственных органов, иной государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностных лиц других юридических лиц.

От 20 до 100 базовых величин

 

-

-

Ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление антимонопольным органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации

От 20 до 100 базовых величин

 

-

-

 

Справочно.

Согласно международному опыту в большинстве стран Евросоюза штраф за нарушение конкурентного законодательства, предельные размеры штрафов, накладываемых на предприятия, выражаются в проценте к какому-либо экономическому показателю, чаще всего обороту компании (Франция - 10% от мирового оборота компании, Европейский Союз - 10% от мирового оборота за предыдущий год, Венгрия, Италия, Швеция - 10% оборота за предыдущий год, Великобритания - 10% оборота на территории страны за весь период нарушения, но не более трех лет), либо в кратном размере к определенному показателю, например прибыли, полученной в результате нарушения закона, либо убытков, нанесенных нарушением (Германия, Новая Зеландия - тройной размер дополнительной прибыли, полученной в результате нарушения, США - двойной размер прибыли или убытков).

При этом, в целях определения суммы  оборотного штрафа, за совершенные правонарушения, предусмотренные подпунктами 1.2-1.4 пункта 1 Указа предлагается руководствоваться суммой выручки от реализации товара (работы, услуги), на товарном рынке  которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в


2 В соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» товарный рынок это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Параметры изучения товарного рынка, для целей выделения  его как сферы обращения определенного товара (работы, услуги), не имеющего заменителей, определен в настоящее время в постановлении Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 № 229 «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь».


предшествующем календарном году.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Соглашениями о единых принципах и правилах конкуренции и о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ратифицированных Республикой Беларусь в рамках формирования Единого экономического пространства, необходима гармонизация национального антимонопольного законодательства, в том числе приведение контрольной деятельности за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствие с едиными подходами, существующими в национальных законодательствах России и Казахстана.

Справочно: законодательство указанных стран (Россия, Казахстан) не содержит запретов на проведение проверок, и не предусматривает составление планов проверок. В соответствии с соглашениями, Стороны в соответствии со своим законодательством обеспечивают эффективный контроль за экономической концентрацией, выявлением нарушений, в том числе в части сговоров (согласованных действий) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Специфика данных нарушений свидетельствует о возможности данных субъектов посредством заключения и осуществления в любой форме соглашений, осуществления единовременных, единонаправленных, целевых действий (согласованных действий) привести к ограничению конкуренции, нарушению прав других хозяйствующих субъектов, что может выразиться в сокращении числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий на товарном рынке, а также в иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Указанное изменение также позволит учесть требования международных соглашений, участницей которых является Республика Беларусь.

Реализация норм Указа позволит:

проводить открытую конкурентную и антимонопольную политику, направленную на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, достижение эффективного функционирования товарных рынков;

усилить роль антимонопольного регулирования, в том числе в части недопущения установления межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ (оказании услуг);

пресекать нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами и органами государственного управления (в том числе установление монопольных цен и заключение картельных соглашений),

а также будет способствовать адекватному и своевременному реагированию должностных лиц органов управления и юридических лиц на законные требования антимонопольного органа по устранению и недопущению в дальнейшем действий, противоречащих антимонопольному законодательству.

Указ вступает в силу после его официального опубликования.

 

Теги