Главная / Общая информация о взаимодействии с международными финансовыми организациями

Общая информация о взаимодействии с международными финансовыми организациями



МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (ВСЕМИРНЫЙ БАНК)


МБРР (англ. International Bank for Reconstruction and Development, IBRD) был основан в 1944 году на той же международной конференции, что и МВФ, в целях реконструкции стран, опустошенных Второй мировой войной. Акционерами МБРР являются 189 стран, которые входят в состав МВФ. Штаб-квартира находится в Вашингтоне, округ Колумбия.

На сегодняшний день МБРР является одной из наиболее влиятельных международной финансовой организацией, имеющей значительный финансовый и экспертный потенциал для предоставления странам-членам помощи в целях развития посредством предоставления льготных кредитных ресурсов и грантов.

Основными задачами работы МБРР провозглашены ликвидация крайней бедности и ускоренное обеспечение общего благосостояния устойчивым образом. Цели работы МБРР закреплены в Статьях соглашения Международного банка реконструкции и развития:

помощь в реконструкции и развитии территорий стран-членов путем содействия инвестированию капитала на продуктивные цели, включая восстановление экономики, разрушенной или пострадавшей в результате войны, реконверсию производственных мощностей для мирных нужд, а также стимулирование развития производственных мощностей и ресурсов менее развитых стран;

содействие в привлечении частных иностранных инвестиций путем предоставления гарантий по займам и иным капиталовложениям частных инвесторов либо участия в них; в случае невозможности привлечения частного капитала на разумных условиях – дополнение частных инвестиций путем предоставления на подходящих условиях финансирования на продуктивные цели из собственного капитала, за счет привлеченных им средств и других имеющихся в его распоряжении ресурсов;

содействие долгосрочному сбалансированному развитию международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов путем стимулирования международных инвестиций для развития производственных ресурсов стран-членов и тем самым содействие в повышении производительности, жизненного уровня и улучшении условий труда на их территориях.

организация предоставленных им займов или гарантированных им в связи с международными займами из других каналов таким образом, чтобы обеспечить первоочередность реализации наиболее полезных и неотложных проектов независимо от их масштабов;

проведение операций с надлежащим учетом воздействия международных инвестиций на условия ведения бизнеса на территориях стран-членов, а также содействие в первые послевоенные годы в плавном переходе от военной экономики к экономике мирного времени.

МБРР руководствуется вышеизложенными целями при принятии всех своих решений. МБРР предоставляет займы и другие виды помощи преимущественно странам со средним уровнем дохода. МБРР фактически является банком, и его бизнес-модель во многом придерживается практики коммерческой банковской деятельности. Вместе с тем, в отличие от коммерческих банков займы МБРР обычно сопровождаются услугами, не связанными непосредственно с кредитованием, а направленными на более эффективное использование средств. Кроме того, МБРР руководствуется задачами развития, а не стремлением к максимизации прибыли.


БЕЛАРУСЬ И МБРР


Республика Беларусь является членом МБРР с 1992 года.

По состоянию на 01.12.2019, Республике Беларусь принадлежит 4 942 голоса (0,20 процента от общего числа голосов) и 4 211 акций (0,18 процента от общего капитала Банка).

С момента членства Республики Беларусь общая сумма ресурсов, предоставленных Банком, превысила 2,0 млрд. долларов США в ряд значимых инвестиционных проектов.

Взаимодействие с МБРР в 2019 году основывалось на двух ключевых направлениях: инвестиционное сотрудничество, предполагающее привлечение кредитных ресурсов МБРР с целью финансирования инвестиционных проектов, а также техническое сотрудничество (консультативная помощь), заключающееся в поддержке отдельных структурных преобразований в экономике.

Сотрудничество с Банком базируется на Рамочной стратегии партнерства Группы Всемирного банка для Республики Беларусь на 2018 – 2022 годы.

В 2019 году было заключено три кредитных соглашения с общим объемом предоставляемых Республике Беларусь кредитных средств МБРР в размере 270 млн. евро:

 

Название проекта

МФО

Сумма займа, млн. евро

Дата подписания

1.

Дополнительное финансирование для проекта ”Модернизация системы образования“

Всемирный банк

90,0

26.04.2019

2.

Повышение эффективности и качества коммунальных услуг

Всемирный банк

90,0

24.07.2019

ЕИБ

66,0

24.07.2019

3.

Расширение устойчивого энергопользования

Всемирный банк

90,0

28.11.2019

ЕИБ

90,0

22.11.2019

 

ИТОГО по Всемирному банку:

270,0

В целом, действующий инвестиционный портфель Банка на 01.01.2020 составляет порядка 950 млн. долларов США и включает 9 инвестиционных проектов.

 

 

Название проекта

Сумма займа (гранта)

Валюта займа

1.

Использование биомассы для централизованного теплоснабжения

90,0

млн. долларов

2.

Модернизация транзитного коридора (М6)

250,0

млн. долларов

3.

Развитие лесного сектора

40,7

млн. долларов

дополнительный заем

12,0

млн. евро

грант

2,7

млн. долларов

4.

Модернизация системы образования

50,0

млн. долларов

дополнительный заем

90,0

млн. евро

5.

Модернизация системы управления государственными финансами

10,0

млн. долларов

6.

Модернизация системы здравоохранения

125,0

млн. долларов

7.

Расширение доступа к финансированию микро-, малых и средних предприятий в Республике Беларусь

60,0

млн. долларов

8.

Повышение эффективности и качества коммунальных услуг

90,0

млн. евро

9.

Расширение устойчивого энергопользования

90,0

млн. евро

грант

3,563

млн. долларов



МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ


Международная финансовая корпорация (IFC) является одной из организаций Группы Всемирного банка и крупнейшим учреждением в области глобального развития, работающим исключительно с частным сектором развивающихся стран.

Созданная в 1956 году, IFC находится в собственности 184 государств-участников, которые совместно определяют ее политику. Деятельность IFC в более чем 100 развивающихся странах позволяет компаниям и финансовым учреждениям на формирующихся рынках создавать рабочие места, обеспечивать налоговые поступления, совершенствовать корпоративное управление и экологические показатели деятельности, а также содействовать местным сообществам.

Таким образом, путем создания новых рынков IFC способствует генерации новых возможностей для частного сектора и – в конечном итоге – экономической устойчивости стран, где она работает.


IFC И БЕЛАРУСЬ


В ноябре 1992 года Республика Беларусь первой из стран СНГ подписала соответствующие соглашения и стала членом Всемирного банка и IFC, что положило начало развитию полноценного сотрудничества с этими авторитетными организациями.

Беларусь имеет многолетний конструктивный опыт взаимодействия с IFC. Этот международный финансовый институт является одним из крупнейших инвесторов, а также важнейшим экспертом в вопросах совершенствования регуляторной среды для бизнеса в Беларуси. Благодаря устойчивым партнерским отношениям с IFC страна получила возможность использовать ее потенциал для успешного реформирования экономики в сторону рыночной.

На 1 января 2020 года IFC вложила более 850 млн. долларов США в 60 инвестиционных проектов по развитию предприятий частного сектора Беларуси, а также по выделению коммерческим банкам финансирования для последующего кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, энергоэффективных проектов и др. Краткосрочное и долгосрочное финансирование IFC способствовало открытию новых рынков, развитию внешней торговли и повышению доступности финансирования для белорусского бизнеса.

Кроме того, IFC оказывает консультативное содействие Правительству Республики Беларусь по улучшению условий для привлечения прямых иностранных инвестиций, по совершенствованию регуляторной среды для бизнеса, по поддержке и созданию условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса, по созданию электронного реестра административных процедур для бизнеса, а также по улучшению доступа к финансированию для белорусских компаний путем совершенствования системы обеспеченных сделок.

На период 2019–2022 гг. IFC заключила четыре соглашения, направленных на оказание консультативной поддержки органам государственного управления Беларуси:

• С Министерством антимонопольного регулирования и торговли – с целью формирования и развития конкурентной среды, привлечения инвестиций, повышения потенциала сотрудников МАРТ и других государственных органов;

• С Министерством экономики – о содействии развитию малого и среднего бизнеса, совершенствовании регулирования предпринимательской деятельности и проведении совместных мероприятий в сфере развития экономики и предпринимательства;

• С Национальным банком – о содействии увеличению количества сделок с обеспечением в виде движимого имущества для улучшения доступа к финансированию субъектов малого и среднего бизнеса и их устойчивого развития в Республике Беларусь;

• С Госстандартом – о совместной работе в сфере совершенствования инфраструктуры качества, в частности, обеспечении международного признания белорусской системы аккредитации для сокращения экспортных расходов бизнеса и создания информационной базы данных аккредитованных субъектов.

Текущая Стратегия Группы Всемирного банка в Беларуси направлена на поддержку устойчивого роста и повышения уровня жизни с акцентом на три взаимосвязанные тематические области: (i) создание возможностей для роста частного сектора и повышения эффективности государственных инвестиций, (ii) поддержание высокого уровня человеческого потенциала, (iii) усиление вклада инфраструктуры в управление изменением климата, экономический рост и развитие человеческого потенциала.



ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

ЕБРР(англ. EuropeanBankforReconstructionandDevelopment, EBRD)– является одним из четырех региональных банков развития и имеет политический мандат. Акционеры ЕБРР, учреждая банк в 1991 году после окончания ”холодной войны“, определили, что ”цель ЕБРР состоит в том, чтобы, внося вклад в экономический прогресс и реконструкцию, содействовать переходу к открытой экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы, приверженных основополагающим принципам многопартийной демократии, правового государства, уважения прав человека и рыночной экономики“.

 

Для достижения на долгосрочной основе своей цели банк оказывает содействие странам-получателям (членам банка) в осуществлении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию, чтобы помочь экономике этих стран полностью включиться в мировую экономику.

Штаб-квартира ЕБРР находится в г. Лондоне.

Акционерами ЕБРР являются 70 стран, ЕС и ЕИБ. Каждый акционер имеет собственного представителя (и его заместителя) в Совете управляющих ЕБРР, являющегося высшим руководящим органом Банка.

Акционерный капитал банка в 2019 году составлял 30 млрд. евро. ЕБРР напрямую не использует капитал акционеров для финансирования своих кредитов. Вместо этого его рейтинг кредитоспособности ААА позволяет заимствовать средства на международных рынках капитала путем выпуска облигаций и других долговых инструментов.

В основе операций ЕБРР лежат инвестиции, основанные на следующих принципах, заложенных в Статьях соглашения:

(i) предоставление займов либо совместное с многосторонними институтами, коммерческими банками или иными заинтересованными учреждениями финансирование, либо участие в займах предприятиям частного сектора, любому государственному предприятию, действующему в условиях конкуренции и переходящему к участию в экономике, ориентированной на рынок, и займов любому государственному предприятию в целях облегчения его перехода в частную собственность и под частный контроль; в частности, для того, чтобы способствовать или облегчить участие частного и/или иностранного капитала в таких предприятиях;

(ii) (а) инвестиции в акционерный капитал предприятий частного сектора;

(b) инвестиции в акционерный капитал любого государственного предприятия, действующего в условиях конкуренции и переходящего к участию в экономике, ориентированной на рынок, и инвестиции в акционерный капитал любого государственного предприятия в целях облегчения его перехода в частную собственность и под частный контроль; в частности, для того, чтобы облегчить или способствовать участию частного и / или иностранного капитала в таких предприятиях; и

(c) когда другие способы финансирования нецелесообразны, гарантированное размещение ценных бумаг, выпускаемых как предприятиями частного сектора, так и государственными предприятиями, упомянутыми в подпункте (b) выше, для целей, указанных в этом подпункте;

(iii) облегчение доступа предприятий частного сектора и других предприятий, упомянутых в подпункте (i) настоящего пункта, к внутренним и международным рынкам капитала для достижения целей, указанных в том же подпункте, путем предоставления гарантий, когда нецелесообразно применять другие средства финансирования, а также путем предоставления финансовых консультаций и оказания содействия в других формах;

(iv) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование; и

(v) предоставление или участие в займах и оказание технического содействия для реконструкции или развития инфраструктуры, включая природоохранные программы, необходимой для развития частного сектора и для перехода к экономике, ориентированной на рынок.

В частном секторе ЕБРР предлагает широкий выбор финансовых инструментов и придерживается гибкого подхода к структурированию финансовых продуктов. Важнейшими формами прямого финансирования, предлагаемыми ЕБРР, являются кредиты, инвестиции в акции, гарантии, финансирование малого и среднего предпринимательства.

В государственном секторе ЕБРР финансирует инвестиционные проекты, а также оказывает содействие в осуществлении различных институциональных реформ, соответствующих принципам рыночной экономики. В рамках финансирования инвестиционных проектов отличительной особенностью является наличие в проекте элементов структурной трансформации. К примеру, финансируя инвестиционные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в качестве условия может быть установлено повышение тарифов на водоснабжение и водоотведение до уровня возмещения экономически обоснованных затрат.

Таким образом, ЕБРР обладает широким инструментарием финансовой поддержки стран операций, предлагая достаточно привлекательные условия финансирования с точки зрения их стоимости и сроков привлечения.


БЕЛАРУСЬ И ЕБРР


Республика Беларусь является членом Европейского банка реконструкции и развития с 1992 года. По состоянию на 01.12.2019, Республике Беларусь принадлежит 6 002 акции (0,20 процента от общего числа акций).

Общий объем финансовых ресурсов, предоставленных ЕБРР за период с 1992 по 2019 год, составил около 2,9 млрд. евро.

В 2019 году Республикой Беларусь с ЕБРР заключены соглашения на сумму около 390 млн. евро, что превышает объем операций за 2018 год (360 млн. евро).

В рамках совместного направления работы с ЕБРР по повышению устойчивости и качества услуг государственной инфраструктуры с ЕБРР реализуется ряд инвестиционных проектов в области жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры.

В 2019 году было заключено 3 кредитных соглашения с общим объемом предоставляемого Республике Беларусь финансирования 301,3 млн. евро:

 

 

 

Название проекта

Сумма займа, млн. евро

Дата подписания

1.

Чистая вода Витебской области (строительство станций обезжелезивания)

15,5

11.06.2019

2.

Программа по водному сектору в Республике Беларусь, 3-й этап (реконструкция 7 водоканалов)

26,8

22.11.2019

3.

Республиканские мосты и реконструкция автодороги М-3

259,0

03.12.2019

 

ИТОГО:

301,3

 

 

1. ”Чистая вода Витебской области“. Мероприятия проекта направлены на строительство 80 объектов водоснабжения, включая станции обезжелезивания небольшой производительности, в населенных пунктах Витебской области.

2. ”Программа по водному сектору в Республике Беларусь“. Мероприятия проекта направлены на реконструкцию организаций водохозяйственного комплекса в семи городах Беларуси (города Береза, Фаниполь, Клецк, Любань, Барановичи, Шклов и Жлобин).

3. ”Республиканские мосты и реконструкция автодороги M-3“. Проект включает реализацию двух компонентов: компонент 1 ”Реконструкция первоочередных мостовых сооружений на республиканских автомобильных дорогах, требующих проведения неотложных работ“ и компонент 2 ”Реконструкция автомобильной дороги М-3 Минск – Витебск км 8,6 – 56,0“.

Таким образом, действующий инвестиционный портфель ЕБРР на 01.01.2020 в государственном секторе составил около 300,0 млн. евро:

 

 

Название проекта

МФО

Сумма займа, млн. евро

1.

Реконструкция Минской очистной станции

ЕИБ

84,0

ЕБРР

84,0

2.

Реконструкция автомобильной дороги Р-80

ЕБРР

42,45

3.

Твердые отходы в Пуховичах

ЕБРР

5,0

4.

Чистая вода Витебской области

ЕБРР

15,5

5.

Программа по водному сектору в Республике Беларусь, 3-й этап (реконструкция 7 водоканалов)

ЕБРР

26,8

6.

Республиканские мосты и реконструкция автодороги М-3 (компонент 1 на республиканские мосты)

ЕБРР

126,0

 



Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)

ЕИБ (англ. EuropeanInvestmentBank, EIB) был создан в 1958 году в соответствии с Римским договором о создании Европейского экономического сообщества. Штаб-квартира находится в г. Люксембурге. Акционерный капитал в размере 243 млрд. евро сформирован акционерами банка в составе 28 стран – членов ЕС. Миссия ЕИБ состоит в содействии достижению политических и экономических целей Европейского союза посредством расширения доступа к финансовым ресурсам в инвестиционных целях.

Деятельность ЕИБ в мире отражает внешние приоритеты ЕС. ЕИБ проводит активную работу, главным образом в странах-кандидатах в члены ЕС и в восточных и южных соседних странах. ЕИБ также ведет деятельность в странах Африки, Карибского бассейна, Азии и Латинской Америки.

ЕИБ, являясь одним из крупнейших заемщиков на международном рынке капитала, предлагает различные виды облигаций и коммерческих бумаг. Высокий кредитный рейтинг банка и стратегический подход к управлению служат положительной рекомендацией для бумаг ЕИБ среди институциональных и частных инвесторов на международном уровне.

Традиционно 90% от всего объема инвестиций банка приходится на страны ЕС. За пределами ЕС ЕИБ активно расширяет страны операций. Банк инвестирует в страны-кандидаты по вступлению в ЕС, страны Восточного партнерства, а также страны региона Средиземноморья, Азии, Африки и Латинской Америки. Деятельность ЕИБ вне стран ЕС отражает внешние приоритеты ЕС.

За пределами ЕС, ЕИБ играет важную роль, инвестируя в обоснованные проекты, которые содействуют обеспечению устойчивого и инклюзивного роста. При этом значительная часть инвестиций ЕИБ направлена на развитие инфраструктуры и охрану окружающей среды.


БЕЛАРУСЬ И ЕИБ


15 мая 2017 г. было подписано Рамочное соглашение между Республикой Беларусь и ЕИБ, регулирующее деятельность Банка в Республике Беларусь. Рамочное соглашение было ратифицировано Законом Республики Беларусь от 17.07.2017 № 43-З и вступило в силу 9 августа 2017 г.

Общий объем выделенных ЕИБ кредитных средств в период 2018 – 2019 годы составил 530,0 млн. евро.

В 2019 году для реализации инфраструктурных проектов в государственном секторе с ЕИБ были заключены соглашения с общим объемом предоставляемого Республике Беларусь финансирования в размере 266 млн. евро:

 

Название проекта

МФО

Сумма займа, млн. евро

Дата подписания

1.

Транспортное сообщение Беларуси

ЕИБ

110,0

24.07.2019

2.

Повышение эффективности и качества коммунальных услуг

Всемирный банк

90,0

24.07.2019

ЕИБ

66,0

24.07.2019

3.

Расширение устойчивого энергопользования

Всемирный банк

90,0

28.11.2019

ЕИБ

90,0

22.11.2019

ИТОГО по ЕИБ:

266,0

 

1. Транспортное сообщение Беларуси. В целом, проект включает реализацию трех компонентов:

Компонент 1. Реконструкция и модернизация автомобильной дороги М-7/Е 28 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог);

Компонент 2. Реконструкция автодорожного пункта пропуска ”Каменный Лог“;

Компонент 3. Реконструкция и модернизация трассы М-6 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги) (уже находится в стадии реализации за счет средств Международного банка реконструкции и развития).

В рамках реализации компонентов 1 и 2 с привлечением финансирования ЕИБ предполагается улучшить транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги М-7/Е28 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог) (км 42,000 – км 57,300; км 57,700 – км 148,752), увеличить транзитное движение, сократить время движения и транспортные издержки, повысить безопасность движения, а также сократить время на оформление товаров и транспортных средств в пограничном автодорожном пункте пропуска ”Каменный Лог“.

2. Повышение эффективности и качества коммунальных услуг. Для реализации проекта ЕИБ предоставил финансирование в размере 66 млн. евро, а также Международный банк реконструкции и развития – 90 млн. евро. За счет средств ЕИБ будут реализованы мероприятия, направленные на совершенствование инфраструктуры водоснабжения и водоотведения.

3. Расширение устойчивого энергопользования. ЕИБ предоставил финансирование в размере 90 млн. евро, Международный банк реконструкции и развития – 90 млн. евро. В рамках проекта планируется реализовать мероприятия по строительству и реконструкции котельных предприятий жилищно-коммунального хозяйства с обеспечением использования на них местных видов топлива, а также по повышению энергоэффективности в многоквартирном жилом фонде за счет проведения комплексной тепловой модернизации жилья.

Кроме того, ЕИБ продолжил оказывать поддержку малому и среднему предпринимательству посредством предоставления кредитных ресурсов белорусским банкам. В частности, в настоящее время ЕИБ одобрено предоставление ресурсов для кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 125 млн. евро: ОАО ”АСБ Беларусбанк“ (85 млн. евро), ОАО ”Белагропромбанк“ (20 млн. евро).

Таким образом, действующий инвестиционный портфель ЕИБ на 01.01.2020 составил 530 млн. евро:

 

Название проекта

МФО

Сумма займа, млн. евро

1.

Реконструкция Минской очистной станции

ЕИБ

84,0

ЕБРР

84,0

2.

Транспортное сообщение Беларуси

ЕИБ

110

3.

Повышение эффективности и качества коммунальных услуг

Всемирный банк

90,0

ЕИБ

66,0

4.

Расширение устойчивого энергопользования

Всемирный банк

90,0

ЕИБ

90,0

5.

Кредитные линии на поддержку МСП (ОАО ”АСБ Беларусбанк“, ОАО ”Белагропромбанк“)

ЕИБ

200,0

ИТОГО по ЕИБ:

 

530,0



СЕВЕРНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ (НЕФКО)

НЕФКО(NordicEnvironmentFinanceCorporation, NEFCO) основана в 1990 году пятью странами Северной Европы: Данией, Исландией, Норвегией, Финляндией и Швецией. НЕФКО предоставляет кредиты и инвестиционный капитал с целью улучшения состояния окружающей среды Северного региона. Штаб-квартира находится в Хельсинки.

НЕФКО финансирует экологические проекты самых различных направлений. Деятельность корпорации ориентирована на экономически оправданные проекты, обеспечивающие региональный природоохранный эффект. К приоритетным направлениям относятся мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов, улучшению экологического состояния Балтийского моря, сокращению загрязнения токсичными веществами.

НЕФКО обеспечивает привлечение необходимых средств для поддержки проектов, используя различные финансовые механизмы. Наиболее значимыми из таких механизмов являются Инвестиционный фонд, Северный фонд экологического развития, Углеродный фонд региона Балтийского моря.


БЕЛАРУСЬ И НЕФКО


Начало полномасштабного сотрудничества с НЕФКО увязано сподписанием Рамочного соглашения между нашей страной икорпорацией (подписано 20 января 2015 г. в г. Лондон). Рамочное соглашение ратифицировано Законом Республики Беларусь от 6 июля 2015 г. № 279-З, вступило в силу 11 августа 2015 г.

Рамочное соглашение определяет общие принципы, условия и правовые рамки долгосрочного сотрудничества Республики Беларусь с НЕФКО в процессе использования финансовых ресурсов (инвестиций в акционерный капитал, кредитов, гарантий), предоставляемых НЕФКО и представляющих интерес для Республики Беларусь.

НЕФКО обеспечивает привлечение необходимых средств для поддержки проектов, используя различные финансовые механизмы. Наиболее значимыми из таких механизмов являются Инвестиционный фонд, Северный фонд экологического развития, Углеродный фонд региона Балтийского моря.



СЕВЕРНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК

СИБ (англ.NordicInvestmentBank, NIB) – созданный в 1975 году многосторонний банк развития, членами которого являются страны Скандинавии и Балтии, такие как Дания, Эстония, Финляндия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия и Швеция.

Штаб-квартира находится в Хельсинки, акционерный капитал в 2017 году составлял 6,1 млрд евро. СИБ финансирует проекты, которые улучшают конкурентоспособность окружающей среды в странах Скандинавии и Балтии. Основная деятельность СИБ фокусируется на странах-членах, однако банк осуществляет деятельность также в некоторых других странах.

Основной инструмент банка – долгосрочное кредитование. Кредиты предоставляются на финансирование инвестиционных проектов, имеющих обоснованный эффект на повышение конкурентоспособности и окружающей среды стран Северной Европы и Балтии. Это могут быть проекты в водном секторе, снижающие нагрузку на воды Балтийского региона, проекты в транспортном секторе, способствующие развитию транспортного сообщения со странами Северной Европы и Балтии.


БЕЛАРУСЬ И СИБ


Рамочное соглашение с СИБ было подписано 1.06.2010 г. Ратифицировано 31 декабря 2010 г. Законом Республики Беларусь № 229-3. Вступило в силу 26 мая 2011 г.

В Республике Беларусь СИБ совместно с ЕБРР реализует программу по водному сектору в Республике Беларусь с привлечением грантов от Экологического партнерства Северного изменения (далее – ЭПСИ), Шведского агентства по сотрудничеству в области международного развития (далее – СИДА) и Правительства Финляндии.

Справочно:Кредитное соглашение (до 25000000 евро) между Республикой Беларусь и СИБ было подписано 10.12.2012 и ратифицировано Законом Республики Беларусь от 14.06.2013 № 30-З ”О ратификации Кредитного соглашения между Республикой Беларусь и Северным инвестиционным банком“.

В части кредитного соглашения с СИБ мероприятиями проекта предусмотрена реконструкция очистных сооружений городов Бреста и Гродно с объемом кредитного финансирования СИБ в размере 21,21 млн. евро.

Предполагаемая сумма инвестиций по проектам с СИБ:

 

Заем

СИБ,

млн. евро

Гранты (безвозмездная помощь), млн. евро

ЭПСИ

СИДА

Реконструкцияочистных сооружений  г.Бресте

10,1

2,0

4,3

Реконструкция очистных сооружений г.Гродно

11,0

2,0

3,8

 


АЗИАТСКИЙ БАНК ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ (АБИИ)

АБИИ (англ. Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB). Меморандум об основании банка в 2014 году подписало 21 государство азиатско-тихоокеанского региона. Вскоре после учреждения банка последовал беспрецедентный всплеск интереса к деятельности организации, и к членству АБИИ стали присоединяться государства, не относящихся к азиатскому региону. В 2019 году акционерами банка являлись100 государств. Штаб-квартира банка находится в Пекине.

Целью АБИИ является содействие устойчивому экономическому развитию, созданию богатства и улучшению инфраструктуры в Азии путем инвестирования в инфраструктуру и другие производственные сектора; и содействие региональному сотрудничеству и партнерству в решении проблем при тесном сотрудничестве с другими многосторонними и двусторонними институтами развития.

АБИИ предлагает финансирование для надежных и устойчивых проектов в области энергетики, транспорта и телекоммуникаций, развития сельской инфраструктуры и сельского хозяйства, водоснабжения и санитарии, охраны окружающей среды, развития городов и логистики.

В соответствии со Статьями Соглашения АБИИ банк может осуществлять инвестиционную деятельность путем: софинансирования или участия в прямых займах; инвестирования средств в собственный капитал учреждения или предприятия; гарантирования кредитов для целей экономического развития; размещения ресурсов специальных фондов; оказания технической помощи; через другие виды финансирования, которые могут быть определены Советом управляющих. Особенность работы АБИИ – направленность его операций на страны Азии.


БЕЛАРУСЬ И АБИИ


 

17 января 2019 г. Республика Беларусь официально стала нерегиональным членом АБИИ. По состоянию на 01.11.2019, Республике Беларусь принадлежит 2452 голоса (0,2167% от общего числа голосов) и 641 акция (0,0663% от общего числа акций АБИИ).

Присоединение к АБИИ открывает перед страной новые возможности по привлечению кредитных ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов.