Главная / Комментарии

Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2015 г. № 475 сокращено количество лицензируемых видов деятельности, а лицензии станут бессрочными

01/12

26 ноября 2015 г. Главой государства подписан Указ № 475  ”О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь “ (далее – Указ).

Данный нормативный правовой акт обеспечивает дальнейшее совершенствование законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе, посредством сокращения количества лицензируемых видов деятельности либо составляющих лицензируемые виды деятельности работ и (или) услуг, оптимизации и упрощения лицензионных процедур.

В частности, Указ:

1) закрепляет критерии отнесения видов деятельности к лицензируемым. К таковым относятся виды деятельности, осуществление которых может создать угрозу нанесения ущерба интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды и регулирование которых не может быть обеспечено иными методами, кроме как лицензированием;

2) определяет, что к лицензионным требованиям и условиям не могут быть отнесены:

требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности в целом;

требования законодательства, соблюдение которых является обязанностью любого субъекта хозяйствования;

требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг;

3) устанавливает бессрочное действие лицензии;

4) конкретизирует основания для отказа в принятии решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений в части включения в нее сведений об обособленных подразделениях, в том числе филиалах, расширения перечня составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг либо территории действия лицензии;

5) предоставляет возможность при обращении соискателя лицензии (лицензиата) в лицензирующий орган для осуществления лицензионных процедур посредством направления необходимых документов по почте или в виде электронного документа;

6) запрещает выдачу лицензии субъекту хозяйствования, находящемуся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства), за исключением нахождения в процедуре санации;

7) сокращает количество документов, представляемых при обращении за выдачей лицензии, лицензионных требований (условий), грубых нарушений законодательства о лицензировании;

8) отменяет лицензирование деятельности, связанной с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов;

9) исключает необходимость получения лицензии для осуществления определенных работ (услуг) по видам деятельности, лицензирование которых в целом сохраняется;

Справочно:

в рамках деятельности по обеспечению промышленной безопасности лицензирование составляющей работы (услуги) по эксплуатации подконтрольных Госпромнадзору опасных производственных объектов сохранено только в отношении объектов, отнесенных в соответствии с законодательством к I и II типам опасности;

по деятельности в области связи отменяется лицензирование услуги по предоставлению в пользование каналов электросвязи, а также услуги передачи данных в пунктах коллективного пользования;

в отношении деятельности по обеспечению пожарной безопасности предусмотрена отмена лицензирования составляющей работы (услуги) эксплуатация пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей; проведения испытаний на пожарную опасность на огнестойкость веществ, материалов, изделий, оборудования и строительных конструкций; производства, капитального ремонта пожарной техники (машин и оборудования), снаряжения, спасательных устройств, огнетушителей, огнетушащих веществ и других средств противопожарной защиты (за исключением капитального ремонта огнетушителей);

в рамках деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, отменяется необходимость получения лицензии для:
 обезвреживания отходов при проведении лабораторных работ и исследований;

медицинских отходов 1-3 классов опасности химическим методом, путем использования химических дезинфицирующих средств;
жидких отходов, путем разбавления водой с последующим сливом в канализацию, при наличии договора, заключенного между соискателем лицензии (лицензиатом) и организацией, эксплуатирующей объекты водопроводно-канализационного хозяйства;

по деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, отменяется необходимость получения лицензии для:

выполнения работ и (или) оказания услуг с химическими соединениями и растворами, содержащими драгоценные металлы, кроме твердых растворов (сплавов), использования алмазов в инструменте и (или) в изделиях производственно-технического назначения, реализации (поставки) драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, при сборе отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать их сбор в соответствии с законодательными актами.

Применительно к медицинской деятельности отменяется необходимость получения лицензии для:

осуществления фитотерапии;

экспертной медицинской деятельности;

работ и услуг по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и (или) изделий медицинского назначения.

Указом отменяется необходимость получения лицензии для осуществления медицинской деятельности государственными организациями здравоохранения и Белорусским Обществом Красного Креста (при условии соответствия указанных организаций иным специальным требованиям, определяемым законодательством).

10) гарантирует, что прекращение действия лицензии в случае ликвидации лицензиата – юридического лица, индивидуального предпринимателя либо смерти физического лица не требует принятия решения лицензирующего органа;

11) предоставляет право реорганизованному юридическому лицу при реорганизации лицензиата в форме преобразования осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии внесения в такую лицензию необходимых изменений и (или) дополнений в установленном порядке;

12) исключает возможность осуществления в течение года лицензируемой в Республике Беларусь деятельности в области права лицами, в отношении которых приняты решения о прекращения действия (аннулировании) лицензии на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг по виновным основаниям;

13) обеспечивает объединение полномочий комиссий по вопросам лицензирования риэлтерских услуг и выдачи свидетельств об аттестации риэлтера, а также отменой выдачи свидетельств об аттестации юриста;

Справочно:

Вместо действующих в Министерстве юстиции 5 комиссий будут действовать только 3:

комиссия по вопросам лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей – юридические услуги;
комиссия по вопросам лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей – риэлтерские услуги;    

    
Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь.

14) делегирует отдельные полномочия в области лицензирования, осуществляемого МЧС и МВД (по приему документов, извещению соискателей лицензии (лицензиатов) о принятых в отношении них лицензирующим органом решениях, подготовке материалов по вопросам прекращения действия лицензии по вине лицензиата и др.) в целях обеспечения качественного и своевременного выполнения возложенных задач в отношении соответствующих видов деятельности без увеличения штатной численности данных министерств от МЧС – Департаменту по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, Департаменту по ядерной и радиационной безопасности, учреждению ”Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности“, от МВД – Департаменту охраны.

Кроме этого, в отношении отдельных лицензионных видов деятельности корректируются перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензий, лицензиату, пакет документов, необходимый для выдачи лицензий, а также перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий деятельности.

В области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения:

расширен перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии с учетом того, что объекты использования атомной энергии обладают высокой потенциальной опасностью, отличающей эту отрасль от других общепромышленных отраслей;

определен перечень лицензионных требований и условий для осуществления деятельности в области использования атомной энергии, которые будут являться особыми. Их нарушение должно являться основанием для прекращения действия лицензии;

в целях усиления контроля за качеством выполняемых подрядными организациями при строительстве Белорусской АЭС строительных, монтажных и иных специальных работ вводятся дополнительные требования для подрядных организаций, привлекаемых к строительству Белорусской АЭС в части необходимости предоставления ими дополнительных документов для получения лицензии на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии;

для определения возможности выдачи лицензии на сооружение Белорусской АЭС будет организована и проведена экспертиза безопасности;

уточнен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий.

В сфере деятельности по автомобильным перевозкам изменения  связаны с необходимостью уточнения содержания указаний на грубые нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий с целью их однозначного понимания, а также сокращения перечня нарушений, рассматриваемых как грубые, посредством применения к соответствующим событиям критерия повторности либо исключения их из данного перечня ввиду отсутствия прямого влияния на обеспечение безопасности при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров.

В области медицинской деятельности, в том числе расширяется перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату, а также грубых  нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. Предлагаемые изменения связаны с результатами проведенного мониторинга медицинской деятельности в части оценки качества оказания медицинской помощи организациями частной формы собственности.

С целью реализации мер по повышению качества судебно-экспертной деятельности уточнены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, лицензиату, перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в этой области. Также, в данной сфере деятельности дополнено число субъектов, имеющих право осуществлять судебно-экспертную деятельность без получения лицензии, организациями, подчиненными Государственному комитету судебных экспертиз Республики Беларусь.

В результате издания Указа количество отдельных лицензируемых видов деятельности сокращается с 37 до 36, а их составляющих – с 207 до 197.

Основные положения Указа вступают в силу с 1 марта 2016 г. При этом для выполнения лицензионных требований и условий, предусмотренных Указом, если они изменяются по отношению к лицензионным требованиям и условиям, действующим до 1 марта 2016 г., лицензиатам предоставляется срок до 1 июня 2016 г.

 В отношении отдельных требований и условий к лицам, осуществляющим деятельность по оказанию юридических услуг, судебно-экспертную деятельность такая отсрочка предоставляется до 1 июля 2017 г.

 

Теги