Главная / Комментарии

Информация к Закону Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь»

24/07
 

Ключевая новация Закона – упорядочение системы разрабатываемых документов и разграничение процессов прогнозирования и планирования.

Так, государственное прогнозирование – это деятельность по формированию системы представлений о целях, приоритетах, направлениях, ожидаемых результатах и прогнозных параметрах социально-экономического развития с учетом вероятностного воздействия внешних и внутренних условий и иных факторов.

государственное планирование – деятельность по определению целей, приоритетов, задач, показателей и параметров развития, а также комплекса механизмов, способов, инструментов и необходимых ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Таким образом, прогноз – это система представлений о возможном сценарии (сценариях) развития. План или программа – это документ, формируемый на основе прогноза и содержащий комплекс мер по достижению поставленных целей.

2. С учетом данного подхода определен перечень взаимоувязанных документов государственного прогнозирования и государственного планирования.

Действующая система дополнена следующими документами:

– комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь (с целью усиления инновационной ориентации документов государственного прогнозирования и государственного планирования);

– государственные программы (с целью достижения приоритетов и выполнения задач государственной политики в сфере социально-экономического развития);

– государственные программы научных исследований и научно-технические программы (с целью придания особой роли науки и технологиям в достижении целей социально-экономического развития);

– региональные и отраслевые документами государственного прогнозирования и государственного планирования (с целью усиления региональной и отраслевой составляющей).

Из системы исключены:

– основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на десятилетний период. На практике альтернативой документу выступали основные положения развития, рассматриваемые Всебелорусским народным собранием как концепция Программы социально-экономического развития на пятилетний период;

– государственная инвестиционная программа. Порядок формирования и утверждения данного документа регламентируется отдельным нормативным правым актом – Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 299.

Таким образом, новая система включает:

Документы государственного прогнозирования

на долгосрочный период:

– комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь (разрабатывается на 20 лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода);

– национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (разрабатывается на пятнадцать лет за два года до прогнозируемого периода);

– стратегии развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) (разрабатываются на десять и более лет);

на среднесрочный период:

– прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь (разрабатывается на пять лет за год до начала прогнозируемого периода);

на краткосрочный период:

– годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь (параметры формируются на очередной финансовый год и два последующих).

Документы государственного планирования:

на среднесрочный период:

– программа социально-экономического развития Республики Беларусь (разрабатывается на пять лет за год до начала срока реализации указанной программы);

– государственные программы;

– программы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности);

– государственные программы научных исследований и научно-технические программы;

– программы социально-экономического развития административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней;

на краткосрочный период:

– план социально-экономического развития Республики Беларусь;

– планы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности);

– планы развития административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней.

3. В новой редакции Закона скорректированы уровни утверждения отдельных документов государственного прогнозирования и государственного планирования.

Так, согласно новой редакции Конституции Республики Беларусь программу социально-экономического развития страны на пятилетний период утверждает Всебелорусское народное собрание (в предыдущей редакции – утверждается Президентом Республики Беларусь).

При этом Законом сохраняются полномочия Главы государства в системе государственного планирования – предусматривается одобрение концепции программы социально-экономического развития страны на пятилетний период, а также утверждение важнейших показателей и параметров социально-экономического развития на очередной год.

В соответствии с нормами Закона прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период и годовой прогноз одобряются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Такой подход позволит при необходимости оперативно вносить изменения для реагирования на существенное изменение внешних и внутренних условий, повышая тем самым актуальность прогнозов.

В соответствии с документом потребуется предоставление полномочий местным исполнительным комитетам по утверждению планов развития административно-территориальных единиц с одновременным исключением норм по разработке (и утверждению местными Советами депутатов) прогноза социально-экономического развития административно-территориальной единицы. Уточнены территориальные уровни (областной и базовый) субъектов утверждения программ и планов развития административно-территориальных единиц.

4. Предусматривается формирование отдельных документов

на «скользящей» основе:

комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь, национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, стратегий развития отраслей (видов экономической деятельности) – каждые пять лет с продлением прогнозируемого периода на соответствующий срок;

годового прогноза социально-экономического развития (основных параметров экономического развития) – ежегодно на очередной финансовый год и два последующих.

5. С целью детализации норм Закона «О государственном прогнозировании и государственном планировании» и упорядочивания организационного процесса разработки документов будет разработано постановление Совета Министров Республики Беларусь.

Теги