Компетенция ЕАЭС и государств-членов

Компетенция Евразийского экономического союза и его государств-членов в области экономического регулирования разграничивается на основании Договора о ЕАЭС. Все, что не отнесено Договором к исключительной компетенции органов Евразийского экономического союза, остается в компетенции национальных регуляторов, либо (в некоторых случаях) является предметом совместного ведения ЕАЭС и государств-членов.

Исключительной компетенцией органов ЕАЭС является таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование (за исключением временных мер государств-членов), торговые режимы с третьими странами, применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, контроль за конкуренцией на трансграничных рынках, единые СФС-меры.

Совместное регулирование органами ЕАЭС и государств-членов присутствует в таких областях как таможенное регулирование, техническое регулирование (до принятия в той или иной сфере технического регламента ЕАЭС продолжают действовать национальные технические нормы), макроэкономика (органы ЕАЭС устанавливают допустимые интервальные значения некоторых макроэкономических показателей для государств-членов).

В некоторых областях органы ЕЭАС не осуществляют прямого регулирования, однако следят за соблюдением государствами-членами договорных обязательств: например, в сферах промышленных и сельскохозяйственных субсидий, услуг, государственных закупок.

Некоторые важные экономические сферы, например, налоговая, инвестиционная регулируются государствами-членами самостоятельно, однако с учетом их обязательств в рамках ЕАЭС.

В ряде отраслей (энергетика, финансы) регуляторная компетенция органов ЕАЭС и государств-членов будет меняться по мере подготовки и вступления в силу международных соглашений, предусмотренных Договором о ЕАЭС.