Корпоративное управление
Корпоративное управление уже давно является одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых тем. Об этом свидетельствует тот факт, что за последние десять лет было принято множество кодексов наилучшей практики и принципов корпоративного управления. В 40 странах и регионах было подготовлено более 100 кодексов различного уровня. Подавляющее большинство из них являются национальными. Международное признание получили Принципы корпоративного управления ОЭСР, Руководство по корпоративному управлению в компаниях с государственным участием, Объединенный кодекс Великобритании, Принципы совершенствования корпоративного управления Базельского комитета по банковскому надзору и др.
В наш лексикон понятие корпоративного управления вошло сравнительно недавно, и этап развития корпоративного управления на сегодняшний день можно охарактеризовать как стадию становления. И это объяснимо, потому как для формирования развитого корпоративного законодательства и зрелой практики корпоративного управления требуется не один десяток лет. В Республике Беларусь развитие корпоративных отношений шло параллельно с массовыми преобразованиями государственных предприятий в открытые акционерные общества, что предопределило количественные и качественные параметры корпоративного управления. На сегодняшний день процесс развития корпоративного управления можно охарактеризовать как неравномерный: в хозяйственных обществах частной формы собственности (особенно в крупных обществах с участием иностранного капитала) корпоративное управление отличается более высоким уровнем организации. В подавляющем большинстве обществ с участием государства система корпоративного управления не получила должного развития, несовершенными являются процедуры корпоративного контроля, а корпоративная культура только начинает зарождаться. С одной стороны, эти общества представляют собой резерв повышения капитализации, а с другой - они остаются закрытыми для инвесторов. Другими словами, приходится констатировать, что изменение «формы» в большинстве случаев не повлекло за собой желаемого изменения «содержания». Значительный государственный сектор экономики, неразвитость рынка ценных бумаг, недостаточно активные интеграционные процессы не способствовали динамичному развитию корпоративного управления.
Системные финансовые и экономические кризисы, на фоне которых резко обострились приобретающие хронический характер финансовые трудности отечественных субъектов хозяйствования, послужили толчком к пересмотру подходов в области управления государственными активами. В стремлении найти оптимальные способы повышения эффективности деятельности государственного сектора экономики Правительство признало необходимость внедрения корпоративного инструментария, давно зарекомендовавшего себя во всем мире. Сегодня с большой степенью уверенности можно констатировать, что как представители бизнеса, так и государственные органы начинают все больше осознавать роль корпоративного управления, как для конкретного общества, так и для экономики в целом.
Современный этап развития корпоративного управления можно охарактеризовать как новую веху в новейшей экономической истории страны. Начиная с 2012 года принят ряд документов, направленных на активизацию работы по совершенствованию механизмов корпоративного управления в хозяйственных обществах.
Так, в 2012 году в целях повышения профессионализма работы советов директоров (наблюдательных советов) в управляющих компаниях холдингов с участием государства, были установлены требования к членам советов директоров (наблюдательных советов) и составу этих советов (не менее 1/3 из них должны быть независимыми) (Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2012 г. № 414).
В Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2015 N 110, были выделены такие направления как внедрение лучшей мировой практики корпоративного управления в хозяйственных обществах с участием государства и подготовка нормативных правовых актов, предусматривающих возможность привлечения профессиональных управляющих в качестве представителей государства и независимых директоров в органы управления данных хозяйственных обществ.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. предусматривает внедрение передовых мировых практик корпоративного управления в стратегически значимых обществах, привлечение к управлению ими профессиональных управляющих, а также повышение прозрачности хозяйственных обществ с участием государства.
Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2016 N 274, в числе направлений совершенствования управления государственным имуществом предусматривает передачу отдельных компаний в управление Государственному комитету по имуществу для реализации комплекса мер по внедрению передовой практики корпоративного управления в акционерных обществах, а также внедрение современных систем корпоративного управления в крупных государственных организациях, разделение функций регуляторного надзора и собственника, проведение IPO (публичное размещение дополнительных выпусков акций) на международных и отечественной биржах.
Помимо этого следует отметить, что хозяйственным обществам, заинтересованным в повышении качества корпоративного управления, разработана в помощь определенная информационно-методическая база. Отметим Инструкцию об организации корпоративного управления банком, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», небанковской кредитно-финансовой организацией (утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.10.2012 N 557), разработанные Министерством экономики и Государственным комитетом по имуществу Методические рекомендации по организации корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства (утверждены совместным постановлением от 27 июля 2016 года № 45/14), Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.07.2015 N 29 «Об утверждении примерных форм корпоративного кодекса и положений о комитетах при Совете директоров (наблюдательном совете) открытого акционерного общества» и др.
Все эти меры так или иначе должны способствовать тому, что корпоративное управление в обществах с участием государства получит новый импульс. Задача же самих обществ – выразить готовность их принципиально поддержать, а затем − их творчески реализовать.