Главная / Экономические союзы, доступ на рынки / Евразийский экономический союз / Ликвидация барьеров, ограничений и изъятий во взаимной торговле в ЕАЭС

Ликвидация барьеров, ограничений и изъятий во взаимной торговле в ЕАЭС

Устранение препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза

 

Общая информация

 

Согласно статье 4 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) одной из основных целей Евразийского экономического союза (далее – Союз) является стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза.

К основным причинам возникновения препятствий на внутреннем рынке относятся конкурентная борьба на внутреннем рынке Союза и стремление защитить отечественных производителей, недостаточный уровень согласованности действий государств-членов и др.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 марта 2023 г. № 41 утверждена Методология квалификации препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза и признания барьеров и ограничений устраненными (далее – Методология).

Пунктом 3 Методологии приведены определения ключевых понятий:

"барьеры" - препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и их доступа на рынки государств - членов Союза, возникшие вследствие несоответствия действующих либо принятых, но не вступивших в силу норм законодательства государств-членов или сложившейся в государствах-членах правоприменительной практики праву Союза;

"изъятия" – предусмотренные правом Союза исключения (отступления) в части неприменения государством - членом Союза общих правил функционирования внутреннего рынка Союза;

"ограничения" – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и их доступа на рынки государств - членов Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза.

Иные понятия, используемые в Методологии, применяются в значениях, определенных Договором и актами, входящими в право Союза.

В число приоритетов работы по обеспечению функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза без барьеров, изъятий и ограничений определены следующие:

полное устранение включенных в Реестр барьеров и упреждение появления новых;

поэтапное сокращение изъятий и ограничений в плановый период, стремление к их максимальному устранению до конца 2025 года;

предотвращение причин возникновения препятствий, проблемных вопросов, препятствующих надлежащему функционированию внутреннего рынка Союза, и выработка системных мер и механизмов по их оперативному снятию;

совершенствование механизмов устранения препятствий с соответствующей корректировкой нормативно-правовой базы Союза и государств-членов;

формирование позитивной евразийской повестки функционирования внутреннего рынка;

реализация положений Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года от 11 декабря 2029 года, соответствующих поручений Глав государств и правительств государств-членов.

Информация о представленных в соответствии с пунктом 4 Методологии сведениях о препятствиях подлежит размещению на информационном ресурсе Союза "Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза" по адресу: https://barriers.eaeunion.org (с автоматическим уведомлением авторизованных пользователей государств-членов о поступлении новых обращений).

Особенности квалификации барьеров

Решение Коллегии ЕЭК о квалификации препятствия в качестве барьера и предписание о выполнении государством-нарушителем обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка принимаются по результатам рассмотрения обращения (по установленной форме) органов государственной власти государств-членов, юридических и физических лиц.

Общий срок рассмотрения обращения до включения в проект повестки дня заседания Коллегии ЕЭК соответствующего вопроса не должен превышать 60 календарных дней. В этот период готовятся заключения отраслевых департаментов Комиссии, проводятся необходимые консультации с участием представителей уполномоченных органов государств-членов.

Процедуры Методологии квалификации препятствий включают также медиативные инструменты (т.н. «мягкое право»), которые позволяют государству-члену, в отношении которого рассматривается вопрос о наличии признаков барьера, согласиться с наличием препятствия и взять на себя обязательство об устранения противоречий праву Союза в срок не более чем за 6 месяцев путем принятия/внесение изменений в нормативные правовые акты или упразднения правоприменительной практики.

В случае, если государство не использовало инструмент «мягкого права», Коллегия ЕЭК своим решением о квалификации барьера, как правило, предписывает государству-нарушителю информировать Комиссию о принятых мерах по устранению барьера в течение 30 дней после заседания.

Рассмотрение обращения в отдельных случаях может завершиться решением Коллегии о наличии не барьера, а ограничения – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы, возникшего вследствие отсутствия наднационального правового регулирования экономических отношений в определенных сферах. Связано это с тем, что единая экономическая политика пока реализуется в ЕАЭС не во всех сферах.

Обращение с предложением рассмотреть возникшее препятствие (либо которое может потенциально возникнуть после вступления в силу нормативного правового акта одного из государств-членов) может быть направлено юридическим или физическим лицом в адрес отраслевого регулятора, в Минэкономики либо в ЕЭК с соблюдением установленной формы.

Форма электронного обращения расположена на официальном сайте ЕЭК по ссылке https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/appeal.aspx.

Справочная информация

Актуальные данные о препятствиях на внутреннем рынке Евразийского экономического союза размещаются на информационном ресурсе "Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза" по адресу: https://barriers.eaeunion.org.

 

Год

Барьеры

Ограничения

Изъятия

Квалифицировано

Устранено

Квалифицировано

Устранено

Устранено

2016

16

7

34

0

0

2017

13

11

7

4

2

2018

15

10

4

3

0

2019

14

11

0

1

3

2020

5

12

1

3

3

2021

6

3

3

2

1

2022

2 (-1)*

5

0 (+1)*

2

2

2023

0

10

0

1

0

 

* переквалифицировано из барьера в ограничение