Дмитрий Крупский: Для инжиниринговой поддержки внедрения разработок необходимо создавать и развивать центры трансфера технологий
Об этом заявил начальник управления экономики инновационной деятельности Дмитрий Крупский в опубликованном сегодня, 12 марта 2022 года, интервью газете «Рэспублiка» о путях повышения эффективности взаимодействия науки и производства.
По мнению начальника управления, чтобы реальный сектор стал богатым источником коммерчески эффективных новшеств, а конкурентоспособность экономики многократно возросла, необходимо дать право разработчикам на обоснованный риск.
«Еще в 2000-х годах, чтобы исключить неэффективное использование бюджетных средств, в законодательстве прописали: если научно-технические проекты финансируются из бюджета, то должен быть представлен результат. В противном случае, исполнители должны вернуть деньги. Справедливости ради, надо отметить, что тогда это нововведение было актуально. Но, со временем, обозначился побочный эффект такой нормы – нежелание разработчиков браться за выполнение заданий научно-технических программ по актуальной тематике. Ведь после первого «прокола» могут свернуть финансирование и еще потребовать вернуть уже потраченные деньги. С одной стороны – с позиции эффективного использования бюджетных средств на коротком отрезке времени – вполне справедливо. С другой – создает для разработчиков слишком большие риски, на которые большинство предпочитает не идти. Поэтому, надо признать, средства, которые выделяет бюджет на научно-технические разработки не всегда востребованы. Даже государственными организациями, не говоря уже про частные. Либо финансирование научные коллективы все же берут, но только когда полностью уверены в положительном результате. Увы, в этом случае о создании разработок принципиально новых, особенно с точки зрения мирового рынка, ожидать не приходится… В этой связи, объективно назрел вопрос корректировки постановления Правительства от 31 августа 2005 года №961. Надо дать право разработчикам на обоснованный риск», – пояснил Дмитрий Крупский.
Значительная часть беседы представителя Минэкономики с журналистом была посвящена внедрению опытных образцов в массовое производство и причинам, которые его сдерживают.
«Во-первых, скорректировать действующий механизм формирования научно-технических программ, предусмотренный в постановлении Правительства №961. Сегодня, по сути, тематику научно-технических программ определяют не предприятия, а сами ученые. Поэтому зачастую на опытных партиях история немалой части таких проектов и заканчивается. Программы должны наполняться такими заданиями, которые решают задачи реального сектора, а сами задания – инициироваться производственными компаниями, кровно заинтересованными во внедрении созданных новшеств. Тогда и проблема с невостребованностью разработок принципиально будет снята с повестки дня.
Во-вторых, создавать систему сопровождения внедрения разработок в производство. Допустим, технология или опытный образец созданы. А кто будет ставить на серийное производство? В данном случае целесообразно присмотреться к опыту экономически развитых государств. Когда мы закупаем импортную технологию, то контракт на ее поставку предполагает и поставку оборудования, и его шеф-монтаж, и обучение работников предприятия. И это правильно! К сожалению, наши разработчики научно-технической продукции в сопровождении внедрения своих разработок в производство, как правило, не заинтересованы.
В-третьих, стимулировать создание и развитие инжиниринговых компаний. В Советском Союзе существовала целая система опытных производств: прекрасно оснащенных материальной базой, высококвалифицированным персоналом, как инженерно-техническим, так и рабочими кадрами. Именно там оценивались все параметры внедрения новшеств в серию на крупных предприятиях: необходимое оборудование, квалификация персонала, отрабатывалась технология, оценивались финансово-экономические эффекты. Без этого этапа, внедрять разработку на крупных заводах слишком рискованно: вдруг что-то пойдет не так – цена ошибки, даже поправимой, весьма высока.
На сегодняшний день компании, которые занимаются раскруткой технологических стартапов – от «упаковки» прогрессивной идеи до привлечения под него инвестора, в Беларуси есть, но их очень мало. Новые инжиниринговые структуры могут быть созданы в системе НАН Беларуси и Министерства образования, в формате центров трансфера технологий, в том числе в рамках государственно-частного партнерства», – отметил Дмитрий Крупский.
Говоря конкретно, такие инжиниринговые центры, по мнению Минэкономики, могут быть созданы в системах НАН Беларуси и Минобразования. На базе ГНУ «Физико-технический институт НАН Беларуси» – в области металлообработки и литейного дела, ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» – в области машиностроения, ГНУ «Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси» – в области цифровых технологий. Мощный центр промышленного инжиниринга, ориентированный на внедрение технологий «Индустрии 4.0», может быть создан на базе Белорусско-Российского университета в г.Могилев. Нет сомнений, что санкции станут мощным стимулом и импульсом для форсированной инвестиционно-структурной перестройки экономики на собственной технологической базе, резко повысив востребованность отечественных разработок.
Отвечая на вопрос обозревателя о способах повышения эффективности использования результатов научно-технической деятельности, начальник управления экономики инновационной деятельности схематически описал новую форму взаимодействия науки и производства, которую предлагает Минэкономики – комплексные проекты.
«Суть в том, чтобы объединить потенциал двух сторон. Научных организаций, которые создают те образцы научно-технической продукции, на базе которых появятся инновационные проекты. И производственных компаний, которые реализуют инновационные проекты, предусматривающие коммерциализацию созданной научно-технической продукции. Фактически, в рамках комплексных проектов можно будет достаточно оперативно создавать востребованные разработки и организовывать выпуск серийной продукции на их основе. Тем самым устанавливается прямая цепочка: «наука – производству», о которой так много говорят», – резюмировал Дмитрий Крупский.

