Об отдельных вопросах работы с международной технической помощью

 

Об отдельных вопросах работы с международной технической помощью

В международной практике, помощь, безвозмездно предоставляемая стране по официальным каналам рассматривается в качестве Официальной помощи в целях развития (ОПР). ОПР представляет собой один из основных инструментов предоставления помощи развивающимся странам в рамках международной политики содействия развитию. ОПР предоставляется официальными учреждениями, в том числе государственными и местными органами власти, или их исполнительными агентствами в форме грантов, кредитов (займов) и иных трансфертов в денежной или натуральной форме (товаров или услуг) странам-партнерам, определенным в качестве получателей ОПР в списке стран-реципиентов ОЭСР, и многосторонним агентствам.

Республика Беларусь является получателем ОПР через предоставление ей, главным образом, международной технической помощи (МТП). Отличительной особенностью ОПР является ее направленность на содействие социально-экономическому развитию развивающихся стран, а также безвозмездный и/или льготный характер ее предоставления. Для кредитов (займов) и иных трансферов в рамках ОПР  помощь (безвозмездный характер ресурсов) должна быть в размере не менее 25% от суммы кредита по фиксированной ставке дисконтирования в 10%.

Между тем, национальное законодательство оперирует несколькими понятиями, к основным относятся "иностранная безвозмездная помощь" (далее – ИБП) и МТП.

На данный момент ИБП регулируется нормами  Декрета Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи».

Справочно:  Декрет  № 5  от 31 августа 2015 г. под иностранной безвозмездной помощью понимаются иностранная безвозмездная помощь (далее – помощь) – денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь, беспроцентные займы, а также товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, и имущественных прав, безвозмездно предоставляемые получателям в пользование, владение и (или) распоряжение отправителям.

Иностранная безвозмездная помощь используется для: ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; проведения научных исследований, разработок, обучения, а также реализации научно-исследовательских программ; оказания медицинской помощи, в том числе медико-социальной помощи; оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;  и иных целей.

Совершенствование законодательства Республики Беларусь в сфере ИБП, введение нового понятийного аппарата (”гуманитарная программа“ и другие) способствовали более четкой регламентации и разнесения сфер ответственности Министерства экономики и Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее-Департамент).

Международная техническая помощь (МТП) выведена из сфер регулирования упомянутого Декрета и регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460.

Справочно: МТП – один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений.

С учетом вышеизложенного, можно выделить несколько ключевых критериев для правильного понимания ИБП и МТП:

Источник помощи. МТП ограничен понятием ”доноры МТП“, которые имеют свои процедуры и требования в данной сфере, которые, как правило, применяются в республике на основании международных договоров.

Все анонимные пожертвования, иностранные частные (фонды корпораций, венчурные и другие фонды) и некоммерческие источники (международные и иностранные общественные объединения и организации), если не регламентируются международными договорами Республики Беларусь, регулируется через ИБП;

Предмет регулирования, учет и регистрация. Департамент регистрирует и ведет учет ИБП в виде денежных средств и товаров, в том числе по каждому получателю и отправителю, а также гуманитарных программ по форме установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь.

В 95 % случаев представление МТП осуществляется в рамках проектов МТП, которые оформляются между донором МТП и получателем МТП. Форма и требования для проектов МТП, устанавливаются регламентами доноров МТП. Проектные документы, как правило, содержат информацию о международном договоре, в соответствии с которым реализуется проект.

Министерство экономики регистрирует и ведет учет проектов МТП.

Одновременно, основываясь на практике можно выделить несколько критериев разнесения ИБП и МТП, исходя из требований к осуществлению проектов, расходованию денежных средств:

а) Для МТП требуется больший объем преференций для получателей МТП и поставщиков товаров (работ и услуг) по проектам МТП, чем может быть получен для ИБП в рамках Декрета № 5;

б) Механизмы контроля со стороны донора МТП в отношении проектов МТП носят более продолжительный характер. Многие доноры МТП могут осуществлять проверку документации проекта и правильности расходования средств в течение 3-7 лет после его завершения;

в) Системы закупок в рамках ИБП не регламентируются донором. В рамках МТП, основные доноры МТП требуют применение своих требований по закупкам и их проведению за счет МТП;

г) Документы проектов МТП содержат списки приемлемых расходов получателей МТП при реализации проектов МТП;

д) Цели использования ИБП, указываются в плане и подлежат согласованию с Департаментом. В рамках МТП, в документах проектов МТП определяются цели и задачи проекта МТП.  

Вместе с тем, с 2014 года происходит трансформация подходов, механизмов, процедур и инструментария доноров МТП, в связи с чем, до закрепления договоренности с донорами по проектам МТП и выполнения процедур, получатели помощи могут обратиться за консультацией.