Главная / Макроэкономика / Государственное прогнозирование и государственное планирование

Государственное прогнозирование и государственное планирование

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ

И ГОСУДАРТВЕННОМ ПЛАНИРОВАНИИ

1. ЧТО ТАКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ?

Ø Прогнозирование - определение конкретных целей и задач, которые необходимо достичь на республиканском, отраслевом, региональном уровнях через выстроенную систему показателей.

Согласно Закону от 05.05.1998 №157-З: «Государственное прогнозирование - деятельность по формированию системы представлений о целях, приоритетах, направлениях, ожидаемых результатах и прогнозных параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц и отраслей экономики (видов экономической деятельности) с учетом вероятностного воздействия внешних и внутренних условий и иных факторов».

Ø Планирование - разработка плана действий по достижению поставленных целей и задач с помощью эффективного экономического инструментария. 

Согласно Закону от 05.05.1998 №157-З: «Государственное планирование - деятельность по определению целей, приоритетов, задач, показателей и параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц и отраслей экономики (видов экономической деятельности) на определенный временной период, а также комплекса механизмов, способов, инструментов и необходимых ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных целей».

Законодательная база:

Ø  Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998г. №157-З
«О государственном прогнозировании и государственном планировании»(в ред. Закона от 12 июля 2023 г. №279-З);

Ø  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2024 г. № 28 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 279-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Принципы прогнозирования:

 

  • научной обоснованности
  • системности
  • открытости
  • преемственности и непрерывности
  • реалистичности
  • сценарности
  • измеримости поставленных целей и задач
  • гибкости
  • эффективности

 

2. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ?

Документы государственного прогнозирования

на долгосрочный период:

–  комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь (на 20 лет);

Комплексный прогноз НТП – это научно обоснованное представление о вариантах научно-технологического развития в среднесрочном и долгосрочном периоде в контексте мирового научно-технологического развития.

–  национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (на 15 лет);

Национальная стратегия – это белорусская модель устойчивого развития в долгосрочной перспективе в контексте трех компонентов: человек – экономика – экология.

–  стратегии развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) (на 10 и более лет);

Отраслевые стратегии определяют цели, приоритеты, задачи, способы их достижения (решения) в отраслях экономики (видах экономической деятельности).

на среднесрочный период:

–  прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь (на 5 лет);

Прогноз включает внешние и внутренние условия развития, цели, приоритеты, прогнозные показатели и параметры на среднесрочный период.

на краткосрочный период:

–  годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь (параметры формируются на очередной финансовый год и два последующих)

Годовой прогноз – оцифрованная оценка перспектив развития.

Документы государственного планирования:

на среднесрочный период:

–  программа социально-экономического развития Республики Беларусь (на 5 лет);

–  государственные программы (как правило на 5 лет согласно Указу  от 25.07.2016 № 289);

–  программы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) (на 5 лет);

– государственные программы научных исследований(на период, необходимый для достижения целей, но не более чем на 5 лет согласно постановлению Правительства от 11.04.2018 № 278);

– научно-технические программы (на очередной период действия приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности согласно постановлению Правительства от 31.08.2005 № 961).

–  программы социально-экономического развития административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней (на 5 лет);

на краткосрочный период:

–  план социально-экономического развития Республики Беларусь (на год);

–  планы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) (на год);

–  планы развития административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней (на год).




3. КТО РАЗРАБОТЧИК И КАКОЙ УРОВЕНЬ УТВЕРЖДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ?

На республиканском уровне – Совет Министров Республики Беларусь во взаимодействии с Национальным банком и НАН Беларуси.

На отраслевом уровне – органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству, проводящими государственную политику в определенной отрасли (сфере деятельности).

На региональном уровне – местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней.






4. В КАКИЕ СРОКИ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ДОКУМЕНТЫ?

долгосрочный период

Ø комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь – за два с половиной года до начала прогнозируемого периода;

Ø национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь – за два года до прогнозируемого периода;

Пример. Действующей является Национальная стратегия на период до 2035 г. В 2023 году начата разработка Национальной стратегии до 2040 года.

Ø стратегии развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) – за год до начала прогнозируемого периода.

среднесрочный период

Ø прогнозсоциально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочный период;Программа социально-экономического развития Республики Беларусь – за год до начала прогнозируемого периода;

Пример. Действующая – Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы. 2025 год – начало разработки Программы на 2026-2030 гг.

Ø программ развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) – в двухмесячный срок после утверждения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь;

Ø программсоциально-экономического развития административно-территориальных единицобластного и базового территориальных уровней – в двухмесячный срок после утверждения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь

краткосрочный период

Ø годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь; План социально-экономического развития Республики Беларусь – не позднее 1 апреля года, предшествующего прогнозируемому;

Пример. Действующий Целевой план - на 2024 год. До 1 апреля 2024 г. будет разработан и внесен в Правительство проект распоряжения Премьер-министра по решению оргвопросов.

Ø планы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) – в двухмесячный срок после утверждения Плана социально-экономического развития Республики Беларусь;

Ø планы развития административно-территориальных единицобластного и базового территориальных уровней – в двухмесячный срок после утверждения Плана социально-экономического развития.





5. Практический пример разработки документов государственного прогнозирования и государственного планирования на предстоящий прогнозный период