Государственное прогнозирование и государственное планирование
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ
И ГОСУДАРТВЕННОМ ПЛАНИРОВАНИИ
1. ЧТО ТАКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ?
Ø Прогнозирование - определение конкретных целей и задач, которые необходимо достичь на республиканском, отраслевом, региональном уровнях через выстроенную систему показателей.
Согласно Закону от 05.05.1998 №157-З: «Государственное прогнозирование - деятельность по формированию системы представлений о целях, приоритетах, направлениях, ожидаемых результатах и прогнозных параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц и отраслей экономики (видов экономической деятельности) с учетом вероятностного воздействия внешних и внутренних условий и иных факторов».
Ø Планирование - разработка плана действий по достижению поставленных целей и задач с помощью эффективного экономического инструментария.
Согласно Закону от 05.05.1998 №157-З: «Государственное планирование - деятельность по определению целей, приоритетов, задач, показателей и параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц и отраслей экономики (видов экономической деятельности) на определенный временной период, а также комплекса механизмов, способов, инструментов и необходимых ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных целей».
Законодательная база:
Ø Закон
Республики Беларусь от 5 мая 1998г. №157-З
«О государственном прогнозировании и государственном планировании»(в
ред. Закона от 12 июля 2023 г. №279-З);
Ø Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2024 г. № 28 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 279-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».
Принципы прогнозирования:
- научной обоснованности
- системности
- открытости
- преемственности и непрерывности
- реалистичности
- сценарности
- измеримости поставленных целей и задач
- гибкости
- эффективности
2. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ?
Документы государственного прогнозирования
на долгосрочный период:
– комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь (на 20 лет);
Комплексный прогноз НТП – это научно обоснованное представление о вариантах научно-технологического развития в среднесрочном и долгосрочном периоде в контексте мирового научно-технологического развития.
– национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (на 15 лет);
Национальная стратегия – это белорусская модель устойчивого развития в долгосрочной перспективе в контексте трех компонентов: человек – экономика – экология.
– стратегии развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) (на 10 и более лет);
Отраслевые стратегии определяют цели, приоритеты, задачи, способы их достижения (решения) в отраслях экономики (видах экономической деятельности).
на среднесрочный период:
– прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь (на 5 лет);
Прогноз включает внешние и внутренние условия развития, цели, приоритеты, прогнозные показатели и параметры на среднесрочный период.
на краткосрочный период:
– годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь (параметры формируются на очередной финансовый год и два последующих)
Годовой прогноз – оцифрованная оценка перспектив развития.
Документы государственного планирования:
на среднесрочный период:
– программа социально-экономического развития Республики Беларусь (на 5 лет);
– государственные программы (как правило на 5 лет согласно Указу от 25.07.2016 № 289);
– программы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) (на 5 лет);
– государственные программы научных исследований(на период, необходимый для достижения целей, но не более чем на 5 лет согласно постановлению Правительства от 11.04.2018 № 278);
– научно-технические программы (на очередной период действия приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности согласно постановлению Правительства от 31.08.2005 № 961).
– программы социально-экономического развития административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней (на 5 лет);
на краткосрочный период:
– план социально-экономического развития Республики Беларусь (на год);
– планы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) (на год);
– планы развития административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней (на год).
3. КТО РАЗРАБОТЧИК И КАКОЙ УРОВЕНЬ УТВЕРЖДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ?
На республиканском уровне – Совет Министров Республики Беларусь во взаимодействии с Национальным банком и НАН Беларуси.
На отраслевом уровне – органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству, проводящими государственную политику в определенной отрасли (сфере деятельности).
На региональном уровне – местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней.
4. В КАКИЕ СРОКИ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ДОКУМЕНТЫ?
долгосрочный период
Ø комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь – за два с половиной года до начала прогнозируемого периода;
Ø национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь – за два года до прогнозируемого периода;
Пример. Действующей является Национальная стратегия на период до 2035 г. В 2023 году начата разработка Национальной стратегии до 2040 года.
Ø стратегии развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) – за год до начала прогнозируемого периода.
среднесрочный период
Ø прогнозсоциально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочный период;Программа социально-экономического развития Республики Беларусь – за год до начала прогнозируемого периода;
Пример. Действующая – Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы. 2025 год – начало разработки Программы на 2026-2030 гг.
Ø программ развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) – в двухмесячный срок после утверждения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь;
Ø программсоциально-экономического развития административно-территориальных единицобластного и базового территориальных уровней – в двухмесячный срок после утверждения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь
краткосрочный период
Ø годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь; План социально-экономического развития Республики Беларусь – не позднее 1 апреля года, предшествующего прогнозируемому;
Пример. Действующий Целевой план - на 2024 год. До 1 апреля 2024 г. будет разработан и внесен в Правительство проект распоряжения Премьер-министра по решению оргвопросов.
Ø планы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) – в двухмесячный срок после утверждения Плана социально-экономического развития Республики Беларусь;
Ø планы развития административно-территориальных единицобластного и базового территориальных уровней – в двухмесячный срок после утверждения Плана социально-экономического развития.
5. Практический пример разработки документов государственного прогнозирования и государственного планирования на предстоящий прогнозный период.