Версия для слабовидящих
Карта сайта
рус
Меню
Главная / Санация и банкротство / Вниманию временных (антикризисных) управляющих!

Вниманию временных (антикризисных) управляющих!

  

Временным антикризисным управляющим!


Письмо Министерства экономики Республики Беларусь

от 28.10.2021 № 13-02-11/9285 «Об электронных торгах в процедурах банкротства»

 

Информируем, что 10 сентября 2021 г. вступило в силу постановлениеМинистерства экономики Республики Беларусь от 20.05.2021 № 7 «Об изменении постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 1 апреля 2019 г. № 9» (далее – постановление № 7). Ключевые положения постановления № 7, внесшего изменения в нормы постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 01.04.2019 № 9 «Об электронных торгах по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее – постановление № 9), разъяснены письмом Минэкономики от 16.06.2021
№ 13-02-04/5099.

Вместе с тем, в связи с получением запросов об уточнении порядка установления и снижения стоимости лота в ходе электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) (далее – электронные торги) с учетом принятых изменений и в целях обеспечения единообразного применения законодательства о порядке организации и проведения электронных торгов, полагаем целесообразным разъяснить порядок формирования начальной и минимальной цены лота в ходе электронных торгов на конкретных примерах.

С учетом положений пункта 12 Инструкции о порядке организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), утвержденной постановлением № 9 в редакции постановления № 7 (далее – Инструкция), электронные торги проводятся методом повышения или понижения начальной цены. В случае проведения аукциона с повышением цены лота участники электронных торгов делают ставки в размере шага электронных торгов, установленного в соответствии с пунктом 6 Инструкции.

Отмечаем, что порядок расчета изменения стоимости лота в ходе электронных торгов в случае наличия ставок на повышение нормами постановления № 7 не изменен и разъяснен ранее письмом Минэкономики от 05.11.2019 №13-02-08/9531 «О порядке организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)» (размещено в открытом доступе на официальном сайте Минэкономики в разделе «Санация и банкротство», подраздел «Вниманию временных (антикризисных) управляющих!», ссылка https://www.economy.gov.by/ru/o_poriadke_sb-by-ru/).

В случае отсутствия ставок на повышение начальной цены в ходе электронных торгов начальная цена лота ежечасно начиная со второго часа проведения электронных торгов снижается равными долями до минимальной цены лота. Принимая за условие, что начальная цена лота равна 1000 рублей, а размер шага рассчитывается в минимальном допустимом значении (5 % от начальной цены лота либо цены за лот, складывающейся в ходе электронных торгов), порядок снижения начальной и минимальной цен лота будет следующим.

1.       В ходе первых электронных торгов при отсутствии ставок на повышение:

Исходные данные

Примечание

Начальная цена = 1000 руб.

Устанавливается в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве)

(часть первая пункта 5 Инструкции)

Минимальная цена может складываться в пределах от 1000 до 600 руб.

Устанавливается путем снижения начальной цены не более чем на 40 %, при этом не исключена возможность сохранить минимальную цену равную начальной (часть вторая пункта 5 Инструкции)

Размер шага = 5 % или 50 руб.

Расчет размера шага: 1000*5 %=50 (руб.). Отвечает требованиям пункта 6 Инструкции

Доля снижения начальной цены до минимальной = 66,67 руб.

Начальная цена лота снижается равными долями до минимальной за установленное время проведения торгов (часть третья пункта 11, часть вторая пункта 12 Инструкции). Т.о. формула расчета доли при снижении начальной цены до 600 руб. следующая: (1000 – 600)/6. В случае принятия решения о сохранении минимальной цены равной начальной, торги могут осуществляться только на повышение

 

2.       В случае признания электронных торгов несостоявшимися либо аннулирования результатов электронных торгов, расчет начальной и минимальной цен лота для первых повторных электронных торговустанавливается следующим образом:

Исходные данные

Примечание

Начальная цена устанавливается пределах от 950 до 600 руб.

С учетом необходимости снижения начальной цены не менее чем на 5 % от начальной цены предыдущих электронных торгов, формула расчета: 1000-5 %=950 (руб.). Максимальноеснижение начальной цены может составлять до 40% (абзац второй части второй и часть пятая пункта 30 Инструкции)

Минимальная цена может складываться в пределах от 855 до 100 руб.

Размер минимальной цены напрямую зависит от установленного размера начальной цены лота: разница между начальной и минимальной ценой лота, выставляемого на повторные электронные торги, должна составлять не менее двух шагов электронных торгов. При размере шага в 5 % от 950 руб., т.е. 47,50 руб., расчет верхнего и нижнего пределов цены следующий: 950-47,50*2=855 (руб.) либо 1000-90%=100 (руб.) (части третья – пятая пункта 30 Инструкции)

Размер шага = 5 %

или 47,50 руб.

Расчет размера шага: 950*5 %=47,50 (руб.). Отвечает требованиям пункта 6 Инструкции

Доля снижения начальной цены до минимальной может варьироваться

от 141,67 до 15,83 руб.

В зависимости от установленных начальной и минимальной цен размер долей, на сумму которых ежечасно будет снижаться цена лота, может варьироваться (с соблюдением условий части третьей пункта 11 и части второй пункта 12 Инструкции). Для примера рассмотрим три варианта:

1) Начальная и минимальная цена лота имеют наименьший размер снижения (950 и 855 руб. соответственно). В таком случае расчет доли ежечасного снижения: (950-855)/6=15,83 (руб.)

2) Начальная и минимальная цена лота имеют наибольший размер снижения (600 и 100 руб. соответственно). В таком случае расчет доли ежечасного снижения: (600-100)/6=83,33 (руб.)

3) Начальная цена лота имеет наименьший размер снижения, а минимальная цена снижена до максимального предела (950 и 100 руб. соответственно). В таком случае расчет доли ежечасного снижения: (950-100)/6=141,67 (руб.)

Отмечаем, что в настоящем разъяснении размер шага рассчитан от верхнего предела начальной стоимости лота, то есть от самой высокой начальной цены лота, которая может быть установлена на данном этапе электронных торгов, в целях наиболее широкого отражения диапазона минимальных цен.

 

3.      Расчет начальной и минимальной цен при проведении вторых повторных электронных торгов осуществляется следующим образом:

Исходные данные

Примечание

Начальная цена устанавливается пределах от 902,50 до 400 руб.

С учетом необходимости снижения начальной цены не менее чем на 5 % от начальной цены предыдущих электронных торгов, формула расчета: 950-5 %=902,50 (руб.). Максимальное снижение начальной цены может составлять до 60 % (абзац третий части второй и часть пятая пункта 30 Инструкции)

Минимальная цена может складываться в пределах от 812,24 до 100 руб.

Минимальная цена лота рассчитывается при проведении каждых повторных торгов в аналогичном порядке.

Т.о. при размере шага в 5 % от 902,50 руб., т.е. 45,13 руб., расчет верхнего и нижнего пределов минимальной цены следующий: 902,50-45,13*2=812,24 (руб.) либо 1000-90%=100 (руб.) (части третья - пятая пункта 30 Инструкции)

Размер шага = 5 %

или 45,13 руб.

Расчет размера шага: 902,50*5 %=45,13 (руб.). Отвечает требованиям пункта 6 Инструкции

Доля снижения начальной цены до минимальной может варьироваться

от 133,75 до 15,04 руб.

В соответствии с частью третьей пункта 11 и частью второй пункта 12 Инструкции размер долей, на сумму которых ежечасно будет снижаться цена лота, может варьироваться по аналогии примеров, приведенных при расчете доли снижения цены в ходе первых повторных торгов (пункт 2 настоящего письма).

 

4.      Расчет начальной и минимальной цен при проведении третьих повторных электронных торгов осуществляется следующим образом:

Исходные данные

Примечание

Начальная цена устанавливается пределах от 857,38 до 200 руб.

С учетом необходимости снижения начальной цены не менее чем на 5 % от начальной цены предыдущих электронных торгов, формула расчета: 902,50-5 %=857,38 (руб.). Максимальное снижение начальной цены может составлять до 80 % (абзац четвертый части второй и часть пятая пункта 30 Инструкции)

 

Минимальная цена может складываться в пределах от 771,64 до 100 руб.

Минимальная цена лота рассчитывается при проведении каждых повторных торгов в аналогичном порядке.

Т.о. при размере шага в 5 % от 857,38 руб., т.е. 42,87 руб., расчет верхнего и нижнего пределов минимальной цены следующий: (857,38-42,87*2)=771,64 (руб.) либо 1000-90%=100 (руб.) (части третья - пятая пункта 30 Инструкции)

Размер шага = 5 %

или 42,87 руб.

Расчет размера шага: 857,38*5 %=42,87 (руб.). Отвечает требованиям пункта 6 Инструкции

Доля снижения начальной цены до минимальной может варьировать

от 126,23 до 14,29 руб.

Отвечает требованиям части третьей пункта 11 и части второй пункта 12 Инструкции.

 

5.      Для расчета начальной и минимальной цен лота последующих повторных электронных торгов используется алгоритм, установленный абзацем четвертым части второй, а также частями третьей-пятой пункта 30 Инструкции для проведения третьих повторных торгов. При этом в данном случае начальная цена лота не может быть снижена более чем на 80 %, а минимальная – более чем на 90 % от установленной начальной цены (1000 рублей), а верхний порог цен должен при каждых последующих повторных торгах снижаться не менее чем на 5 % от цен предыдущих электронных торгов с соблюдением обязательной разницы не менее двух шагов между установленной для проведения текущих электронных торгов начальной и минимальной ценой лота.

Дополнительно отмечаем, что относительно правоотношений, которые не регулируются Инструкцией, применяются нормы Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон).

Для первых электронных торгов начальная цена устанавливается с учетом положений частей десятой и одиннадцатой статьи 127 Закона, то есть начальная цена имущества должника (за исключением его дебиторской задолженности) определяется по результатам оценки, проведенной в соответствии со статьей 44 Закона, подлежит одобрению собранием (комитетом) кредиторов и по ходатайству управляющего утверждается судом.

В отношении дебиторской задолженности должника начальная цена определяется собранием (комитетом) кредиторов в соответствии с документами, подтверждающими наличие такой задолженности, и может быть понижена не более чем на десять процентов.

Начальной ценой ПИКа является стоимость предприятия должника, определенная при проведении оценки (часть пятая статьи 130 Закона).

Для повторных электронных торгов начальная цена имущества (в том числе ПИКа) снижается судом по ходатайству антикризисного управляющего с согласия собрания (комитета) кредиторов (часть тридцать девятая статьи 127 Закона) в пределах размеров, установленных пунктом 30 Инструкции.

Что касается дебиторской задолженности, то в соответствии с частью двадцать седьмой статьи 128 Закона дебиторская задолженность, не проданная на первом аукционе, выставляется на повторный аукцион (повторные аукционы) по начальной цене, определенной собранием (комитетом) кредиторов. Таким образом, собрание (комитет) кредиторов вправе определить начальную цену дебиторской задолженности и размер снижения такой цены (с учетом предельных размеров, установленных пунктом 30 Инструкции).

В отношении вопросов установления минимальной цены лота при проведении повторных электронных торгов, не урегулированных Инструкцией, информируем, что согласно абзацу двенадцатому части пятой статьи 55 Закона к компетенции собрания кредиторов относится решение иных вопросов, возникающих в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Установление минимальной цены для электронных торгов является одним из таких вопросов. Решение принимается собранием кредиторов по общему порядку, установленному в части первой статьи 57 Закона.

Принятие решения об установлении минимальной цены может быть отнесено собранием кредиторов к компетенции комитета кредиторов.

Обращаем внимание, что законодательством собрание кредиторов (комитет кредиторов, если собранием кредиторов к его компетенции отнесен вопрос установления минимальной цены) не ограничено в праве передачи полномочий по установлению минимальной цены антикризисному управляющему. Решение об установлении минимальной цены либо решение о передаче полномочий по установлению минимальной цены антикризисному управляющему должно быть отражено в протоколе заседания собрания или комитета кредиторов.

 

 

Первый заместитель Министра                                     Ю.А.Чеботарь


 


Письмо Министерства экономики Республики Беларусь

от 16.06.2021 № 13-02-04/5099 «Об изменении порядка 
проведения электронных торгов в процедурах банкротства»

 

Порядок продажи имущества должника в процедурах санации и ликвидационного производства установлен Инструкцией о порядке организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 01.04.2019 № 9 «Об электронных торгах по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)», (далее – постановление № 9, Инструкция).

С учетом практики проведения субъектами хозяйствования электронных торгов в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) и поступивших от них предложений по корректировке отдельных норм постановления № 9, Минэкономики принято постановление от 20.05.2021 № 7 «Об изменении постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 1 апреля 2019 г. № 9» (далее – постановление № 7). Постановление № 7 вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, с 10 сентября 2021 г.

В целях обеспечения единообразного применения законодательства о порядке организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), доводим до сведения информацию о внесенных в нормы постановления № 9 изменениях.

1. В пункте 2 постановления № 9 уточнены требования к электронным торговым площадкам и организации информационного обмена между электронной торговой площадкой и ГИР ИС «Единый государственный реестр сведений о банкротстве» (далее – Реестр).

Организация такого информационного обмена позволит исключить возможность проведения электронных торгов по продаже имущества должников в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) на торговых площадках, не обеспечивающих соблюдение норм законодательства о банкротстве; повысить прозрачность процедур электронных торгов; формировать достоверную статистическую и аналитическую информацию о торгах и их результатах.

2. В пункте 4 Инструкции уточнен порядок проведения электронных торгов при возникновении необходимости разделения сформированного лота, ранее выставлявшегося на торги.

В случае признания электронных торгов несостоявшимися и принятия решения о разделении или формировании иного состава лота, электронные торги с выставлением вновь сформированного лота проводятся как объявленные впервые.

3. В пункте 30 Инструкции расширена вариативность предельного снижения величины начальной цены лота, выставляемого на повторные электронные торги.

Так, на первых повторных торгах начальная цена лота может быть снижена не более чем на 40 процентов, на вторых – не более чем на 60, на третьих и последующих – не более чем на 80. Также увеличен возможный процент снижения минимальной цены лота на повторных электронных торгах (до 90 процентов).

Данная норма распространяет свое действие на повторные электронные торги по продаже как имущества должника, так и предприятия должника как имущественного комплекса.

4. Инструкция дополнена нормой о необходимости снижения начальной и минимальной цены лота, выставленного на повторные электронные торги, не менее чем на пять процентов от начальной и минимальной цены предыдущих электронных торгов (часть пятая пункта 30).

Введение указанных изменений направлено на снижение количества нерезультативных электронных торгов, минимизацию материальных затрат на их проведение, и ускорение сроков реализации имущества должника.

5. Также в пункт 30 Инструкции включена норма, предусматривающая разницу не менее двух шагов между начальной и минимальной ценой лота, выставляемого на повторные электронные торги. Это позволит пресечь злоупотребление участниками торгов правом установления разницы между начальной и минимальной ценами лота в минимальном размере либо равными друг другу в случаях отсутствия спроса на имущество по начальной цене либо стимулировать спрос на лот путем снижения его стоимости.

При этом пункт 5 Инструкции, предусматривающий право устанавливать минимальную цену лота, выставляемого на электронные торги, путем снижения начальной цены не более чем на сорок процентов, не исключает возможности сохранять начальную цену равную минимальной для первых электронных торгов, оставлен без изменений. Обращаем внимание, что внесенными в Инструкцию изменениями устанавливается идентичный порядок как для продажи предприятия должника как имущественного комплекса, так и для продажи иного имущества должника при проведении электронных торгов.

 

 

Первый заместитель Министра                                     Ю.А.Чеботарь


 


Государственный таможенный комитет обращает внимание

В Государственный таможенный комитет регулярно обращаются управляющие в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее – управляющие) с запросами о получении информации о внешнеэкономической деятельности должников; о наличии (отсутствии) у должников задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, и (или) об излишне уплаченных должниками или взысканных с должников суммах таможенных платежей и иных денежных средств; о товарах, находящихся под таможенным контролем и др.

Справочно:

Например, от ЧУП по оказанию услуг «Правовая компания «БелПрофКонсалт» в Государственный таможенный комитет поступило 366 обращений,  Шило А.С. – 35 и т.д.

Поскольку сведения информационных ресурсов таможенных органов имеют конфиденциальный характер, таможенными органами запрашиваемая управляющими информации предоставляется только в случае, если в судебном определении указано, что экономический суд поручил (предоставил право) управляющему направить запрос в таможенные органы о ее предоставлении.

Справочно:

В силу статьи 356 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и статьи 6 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г.  «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» любая информация, полученная таможенными органами, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций.

Таможенные органы, их должностные лица не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать иным лицам, в том числе государственным органам государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) конфиденциальную информацию.

В соответствии с пунктами 85 и 852 Перечня сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения (приложение к  постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 года № 783) сведения о лицах, содержащиеся в таможенных документах; о количестве перемещенных через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь товаров и транспортных средств, а также о количестве зарегистрированных таможенных деклараций относятся к служебной информации ограниченного распространения.

Вместе с тем, в Государственный таможенный комитет поступают запросы от управляющих о предоставлении информации с приложением судебных определений, в которых отсутствует указание экономического суда на право обращения с запросом в таможенный орган. В связи с чем, Государственный таможенный комитет вынужден отказывать управляющим в предоставлении информации.

В целях оптимизации информационного взаимодействия между управляющими и таможенными органами, а также минимизации излишней переписки Государственный таможенный комитет:

письмом  от 2 августа 2019 г. № 05/10390 информировал Департамент по санации и банкротству Министерства экономики,

письмом от 22 октября 2019 г. № 05/14386 – Министерство экономики о порядке получения информации и сведений, содержащихся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов, а также просил довести указанную информацию до управляющих.

В частности, о необходимости обращения за получением сведений о наличии (отсутствии) у должника неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пошлин, сборов, процентов, пеней, и (или) об излишне уплаченных должником или взысканных с должника суммах таможенных платежей и иных денежных средств, и (или) о товарах, находящихся под таможенным контролем, в Гомельскую таможню (письмо от 22 октября 2019 г.
№ 05/14386).

Государственный таможенный комитет также неоднократно информировал управляющих о необходимости обращения непосредственно в Гомельскую таможню. Однако запросы продолжают направляться управляющими напрямую в Государственный таможенный комитет.

Также, в Государственный таможенный комитет поступают обращения управляющих с информацией об открытии конкурсных производств; о датах собраний кредиторов и судебных разбирательств; о необходимости направления кредиторских требований (при наличии таковых) в адрес управляющего и т.п. 

Государственный таможенный комитет неоднократно информировал управляющих о необходимости направления всех судебных постановлений, которые выносятся в рамках рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве), не в Государственный таможенный комитет, а:

в Гомельскую таможню (для получения сведений о наличии (отсутствии) неисполненной должником обязанности по уплате таможенных платежей, пеней);

в таможенный орган, осуществляющий их взыскание
(в случае наличия у должника неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней), который  в производстве по делу о банкротстве будет выступать в качестве кредитора.


О согласовании расходов должника

 В Департамент по санации и банкротству Минэкономики, поступает информация от правоохранительных органов о нарушении управляющими требований, предусмотренных статьей 119 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», в части несогласования решений управляющего, влекущих увеличение расходов должника,  с собранием (комитетом) кредиторов и экономическим судом.

Статьей 119 Закона предусмотрено, что решения, влекущие увеличение расходов должника, включая расходы на выплату вознаграждения лицам, привлекаемым для выполнения задач, связанных с производством по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), могут быть приняты управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов с уведомлением экономического суда.До созыва первого собрания кредиторов решения, указанные в части первой названной статьи, могут быть приняты управляющим только с согласия экономического суда, о чем судом выносится определение

Однако управляющие без согласования с собранием (комитетом) кредиторов должника производят выплаты зарплаты дополнительно привлеченным работникам (юрист, экономист, бухгалтер), оплату топлива для заправки личного автомобиля, используемого по договору найма в служебных целях и т.д.

Обращаем внимание на неукоснительное соблюдение статьи
119 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», предписывающей согласование всех дополнительных расходов.



О порядке получения временными (антикризисными) управляющими сведений, содержащихся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов.

В целях оптимизации информационного взаимодействия между временными (антикризисными) управляющими и таможенными органами, улучшения качества сбора необходимой информации в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2019 года № 406 «О мерах по реализации договора о таможенном кодексе Евразийского экономического союза» внесены дополнения в Положение о порядке получения лицами информации и сведений, содержащихся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 2014 года № 509 (далее – Положение).

Так, пунктом 1 Положения временному (антикризисному) управляющему, назначенному экономическим судом для осуществления своих полномочий в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), предоставлено право на получение информации и сведений о внешнеторговой деятельности декларанта. В соответствии с пунктом 4 Положения для получения информации и сведений заинтересованное лицо направляет в Минскую центральную таможню заявку, к которой прилагает заверенную копию определения экономического суда, в соответствии с которым он назначен временным (антикризисным) управляющим декларанта.

Кроме того, в соответствии со статьей 221Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации» на едином Интернет-портале таможенных органов Республики Беларусь (www.customs.gov.by), в том числе для целей её использования временными (антикризисными) управляющими, размещена следующая общедоступная информация:

в подразделе «Реестр участников ВЭД» раздела «Электронная таможня» размещена информация, содержащая сведения из реестра участников внешнеэкономической деятельности. Указанная информация формируется на основе сведений информационных ресурсов таможенных органов Республики Беларусь, является официальной информацией Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и обновляется еженедельно;

в подразделе «Задолженность» раздела «Участникам ВЭД» имеется ссылка на «Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), взимаемых таможенными органами», в котором указываются сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, не исполнивших в установленные сроки требование таможенного органа об уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утилизационного сбора, процентов, пеней. Указанная информация обновляется ежемесячно.



 C 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового Кодекса Республики Беларусь 

Согласно подпункту 2.30 пункта 2 статьи 115 Особой части Налогового Кодекса Республики Беларусь объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются обороты по реализации:

20.30.1 предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства;

20.30.2 имущества должника, признанного в соответствий с законодательством экономически несостоятельным (банкротом), в процедуре ликвидационного производства, включая передачу имущества кредиторам.

 

О выплате заработной платы и страховых взносов

Согласно статье 120 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» управляющий в отношении работников должника продолжает выполнять условия трудовых договоров (контрактов) или прекращает их в соответствии с законодательством о труде.

На совещании у Президента Республики Беларусь 2 апреля 2019 года по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития страны было объявлено, что своевременность выплаты заработной платы находится на особом контроле Главы государства.

В этой связи, в целях повышения социальной защищенности работников организаций, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), и недопущения социального напряжения, связанного с невыплатой заработной платы и иных причитающихся выплат, необходимо обратить особое внимание на своевременную выплату заработной платы в полном объеме и обязательных страховых взносов работникам.

  При этом, обращаем внимание на неукоснительное соблюдение требования части второй статьи 141 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», предписывающего одновременно с выплатой заработной платы производить уплату обязательных взносов, а также части четвертой статьи 147 Закона, предусматривающей уплату обязательных взносов пропорционально размеру выплаченной заработной платы работникам должника.



 

О предоставлении сведений ДФР КГК 

Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля в связи с поступлением обращений от антикризисных управляющих о предоставлении сведений и копий документов о привлечении к уголовной ответственности либо о принятии решений об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении учредителей и должностных лиц субъектов хозяйствования, находящихся в процедурах банкротства, разъяснено, что в соответствии со статьей 76 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» право истребовать вышеуказанные документы управляющему не предоставлено.

Антикризисному управляющему предоставлено право ходатайствовать перед судом о представлении и (или) истребовании у организаций необходимых документов, заключений  и иных сведений, относящихся к хозяйственной (экономической) деятельности должника.

Кроме того, статьей 178 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) определен исчерпывающий перечень лиц, которых орган уголовного преследования обязан уведомить о принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела: заявитель, лицо, в отношении которого принято решение, и прокурор, а статьей 175 УПК (о возбуждении уголовного дела): прокурор и заявитель. Право предоставления таких сведений иным лицам УПК не регламентировано.

По запросу суда сведения о результатах проверок, проведенных органами финансовых расследований КГК, могут быть представлены Департаментом финансовых расследований КГК, а сведения о совершенных правонарушениях - органами внутренних дел Республики Беларусь в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» и Положением о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденной Постановлением Совета Министров республики Беларусь от 20.07.2006 № 909 «Об утверждении положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений».



О соблюдении культуры общения

В связи с участившимися случаями обращений кредиторов и иных лиц, участвующих в делах об экономической несостоятельности (банкротстве), в Департамент по санации и банкротству Минэкономики с жалобами на:

  • отсутствие возможности оперативно связаться с антикризисным управляющим,  в контактах которого указан только абонентский ящик почтового отделения связи,
  • несвоевременное получение управляющими отправленной кредиторами посредством почтовой связи корреспонденции, в том числе своих требований для последующего включение в реестр требований кредиторов,
  • некорректное поведение в ходе личного общения и при  проведении телефонных переговоров,
  • несвоевременный ответ либо отсутствие ответа на обращения лиц, участвующих в деле о банкротстве,

 

обращаем внимание на следующее:

 

Антикризисный управляющий при исполнении своих обязанностей, предусмотренных законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), в том числе обязан соблюдать следующие требования:

 

- проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, иных лиц, участвующих в делах об экономической несостоятельности (банкротстве);

- способствовать созданию в ходе проведения процедур банкротства атмосферы доверия, уверенности, равноправия сторон, взаимного уважения;

- воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, дискредитировать институт банкротства и его основные принципы;

- соблюдать деловую манеру в общении;

- проявлять добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, обязательность и пунктуальность, обеспечивать оптимальную организацию своего труда;

- строить свои отношения с лицами, участвующими в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) на основе взаимного доверия, уважения, сотрудничества и поддержки;

- руководствоваться этическими нормами в профессиональной деятельности.

В соответствии счастью 3 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 «Об обращениях граждан и юридических лиц» письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

Рекомендуем наряду с абонентским ящиком почтового отделения связи указывать адрес офиса антикризисного управляющего.

 


 Об обращениях в адрес управляющих

В связи с ростом числа обращений, жалоб субъектов хозяйствования и физических лиц на действия (бездействие) управляющих в делах об экономической несостоятельности (банкротстве) в части нерассмотренных обращений, поступающих от кредиторов, иных лиц, участвующих в деле, обращаем внимание на:

  недопустимость оставления без рассмотрения управляющими обращений, заявлений, жалоб физических и юридических лиц,

  а также необходимость безусловного соблюдения порядка и сроков, установленных Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г.  № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (за исключением случаев, когда срок рассмотрения установлен Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»).


О деноминации

В связи с поступлением запросов временных (антикризисных) управляющих Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь обращает ваше внимание, что с учетом принятия Указа Президента Республики Беларусь № 450 от 4 ноября 2015г. «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее - Указ) при оформлении документов в ходе осуществления своей деятельности необходимо:

1. В период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. указывать размер белорусских рублей в денежных единицах образца 2009 г. и в скобках - образца 2000 г.;

2. С 1 января 2017 г. указывать размер белорусских рублей в денежных единицах образца 2009 г.

3. При расчете вознаграждения временного (антикризисного) управляющего с 1 июля 2016 г. в соответствии с нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь № 260 от 28 февраля 2007 г. «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Положение) руководствоваться нормами Указа.

До принятия нового Положения при расчете дополнительного вознаграждения по итогам дела (пункт 5 Положения) ставки процентов с учетом деноминации должны устанавливаться в следующих размерах:

30 процентов от суммарного размера средств, не превышающего 1000 рублей;

300 рублей и 20 процентов от суммарного размера средств, превышающего 1000 рублей, но не превышающего 5000 рублей;

1100 рублей и 10 процентов от суммарного размера средств, превышающего 5000 рублей, но не превышающего 10000 рублей;

1600 рублей и 5 процентов от суммарного размера средств, превышающего 10000 рублей.

 


 Об очередности удовлетворения требований кредиторов по командировочным расходам и иным выплатам стимулирующего и компенсационного характера в соответствии с трудовым законодательством

По результатам рассмотрения обращений временных (антикризисных) управляющих по вопросам очередности удовлетворения требований работников должника по командировочным расходам, а также иным выплатам, связанным с выполнением ими трудовых обязанностей, Департамент по санации и банкротству обращает внимание на следующее.

В соответствии с частью третьей статьи 141 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» во вторую очередь производятся расчеты по требованиям кредиторов, возникшим до момента открытия конкурсного производства, в том числе по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам).

Согласно разъяснению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 20 апреля 2006 г. № 03-29/797 исходя из содержания части первой статьи 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), под оплатой труда работников подразумевается, в том числе, и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.В соответствии с частью второй статьи 90 ТК компенсации – это денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, к которым в силу статьи 95 ТК относятся и командировочные расходы.

Таким образом,командировочные расходы и иныезатраты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, являются одной из составляющих оплаты труда.Соответственно требования по взысканию указанных расходов, возникшие до открытия конкурсного производства, в соответствии с разъяснением Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь подлежат удовлетворению во вторую очередь.


 На основании части девятой статьи 63 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»  управляющие – юридические лица и управляющие – индивидуальные предприниматели обязаны в течение пяти дней со дня заключения ими договора обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих (далее – страховой полис) представить его копию в орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).

На основании вышеизложенного, Департамент указывает на необходимость соблюдения установленных действующим законодательством сроков представления страховых полисов.

В противном случае к Вам возможно применение административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях.

 


В соответствии с ч. 3 статьи 11.65 КоАП осуществление деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от семидесяти пяти до ста базовых величин.

 


Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (далее – Департамент) в пределах компетенции информирует о следующем.

В ходе осуществления Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (далее – Департамент) контроля за деятельностью управляющих в форме мониторинга установлено, что за январь 2015 года 25 из 196 управляющих несвоевременно представили отчеты в Департамент, а 18 управляющих не представили отчеты вообще.

На основании абзаца семнадцать части первой статьи 77 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон), а также пункта 2 Инструкции о порядке составления и представления в Министерство экономики Республики Беларусь отчетов временными (антикризисными) управляющими (далее – управляющие), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.01.2013 № 4, управляющие обязаны представлять отчеты о своей деятельности, а в процедурах защитного периода, конкурсного производства – также о хозяйственной (экономической) деятельности должника в орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) ежемесячно не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе, заверенном в установленном порядке, и в электронном виде.

На основании вышеизложенного, Департамент указывает на необходимость соблюдения установленных действующим законодательством сроков представления отчетов.

В противном случае к Вам возможно применение административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях.

 


 О требованиях к антикризисным управляющим при банкротстве банка

 На текущую дату в Республике Беларусь отсутствуют управляющие, обладающие специальным аттестатом Национального банка (официальный сайт Национального банка (Банковская система/Специальная квалификационная комиссия/Сведения об антикризисных управляющих при банкротстве банков и небанковских кредитно-финансовых организаций).

В соответствии со ст. 173 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) предусмотрено, что управляющий при банкротстве банка должен соответствовать требованиям статей 62 и 63 Закона, квалификационным требованиям, установленным Национальным банком Республики Беларусь, а также иметь дополнительно специальный аттестат управляющего.

При неблагоприятном развитии ситуации хотя бы в одном из банков могут возникнуть проблемы в части организации внешнего управления банком.

Прохождение данной аттестации регламентировано Инструкцией о специальной аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему при банкротстве банка и небанковской кредитно-финансовой организации (утверждена постановлением Правления Национального банка от 22.12.2012 № 692).

В целях кадрового обеспечения возможных судебных процедур в отношении неплатежеспособных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций предлагаем управляющим, желающим осуществлять антикризисное управление в банковской сфере, обращаться для прохождения специальной аттестации в Национальный банк в порядке, установленном названной инструкцией.

  


Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (далее – Департамент) доводит до сведения управляющих следующую информацию.

Обеспечение качественного поиска, выявления и возврата имущества должника невозможно, если управляющий не располагает полными и объективными сведениями об этом имуществе, содержащимися в документах бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете должны подтверждаться первичными учетными документами, оформленными в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Управляющему следует предъявлять требования к должностным лицам (иным лицам, имевшим возможность давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия) и индивидуальным предпринимателям о передаче документов бухгалтерского учета в полном объеме.

В то же время практика показывает, что во многих делах о банкротстве такая передача не осуществляется по вине должностных лиц должников.

С 28 августа 2013 г. вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПиКоАП), внесенные Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 64-З (опубликован в Национальном правовом интернет-портале 27.07.2013 № 2/2062).

В частности изменен состав правонарушения по части 3 статьи 12.1 КоАП.  Вместо ответственности за нарушение правил хранения бухгалтерских документов введена ответственность за необеспечение сохранности должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату.

Административная ответственность за данное правонарушение  предусмотрена в виде штрафа от четырех до тридцати пяти базовых величин.

На основании изложенного Департамент рекомендует управляющим во исполнение положений ст.ст. 42, 77, абзаца шестого части первой ст. 86 и ст. 117 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» при проведении анализа финансового состояния и платежеспособности должника (приеме от органов управления должника или индивидуального предпринимателя документации) в случае обнаружения признаков необеспечения сохранности бухгалтерских документов (в полном объеме или частично) направлять об этом сообщение о правонарушении в органы, уполномоченные статьей 3.30 ПиКоАП составлять протоколы об административной ответственности по части 3 статьи 12.1 КоАП.

Данная мера призвана стимулировать виновных должностных лиц юридического лица или индивидуальных предпринимателей к восстановлению утраченных (передаче сокрытых) бухгалтерских документов и будет учитываться при проведении проверок в качестве доказательства выполнения управляющим обязанности по принятию предусмотренных законодательством мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника.


 

 

 


 Временным (антикризисным) управляющим

Рассмотрев и проанализировав поступившее в Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь обращение РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» (далее - Агентство), касающееся запросов временных (антикризисных) управляющих о наличии (отсутствии) недвижимого имущества у субъектов хозяйствования, находящихся в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), считаем необходимым обратить внимание управляющих на следующее.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 76 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон) управляющий по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) с момента его назначения обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, в том числе находящегося у третьих лиц.

Кроме того, статьей 252 Закона предусмотрено, что управляющий обязан принять все возможные меры, предусмотренные законодательством, по розыску и возврату имущества отсутствующего должника.

Вместе с тем, на практике имеют место случаи, когда компетентные государственные органы отказывают управляющему в предоставлении запрашиваемых сведений, ссылаясь на платность или конфиденциальность данной информации.

В связи с чем, с целью максимального сокращения расходов должника предлагаем управляющим воспользоваться указанным в абзаце четвертом статьи 75 Закона правом на обращение в хозяйственный суд с ходатайством о представлении и (или) истребовании у организаций необходимых документов, заключений, представлении ими иных сведений, относящихся к хозяйственной деятельности должника, а также знакомиться с такими материалами в месте их нахождения, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, временный (антикризисный) управляющий вправе посредством хозяйственного суда Республики Беларусь запросить необходимую информацию у компетентных государственных органов, которые в случае отказа должны будут его обосновать, сославшись на конкретные нормы законодательства.

В свою очередь управляющий, пользуясь своими полномочиями предъявлять от имени должника исковые и иные заявления, вправе обжаловать в хозяйственный суд действия (бездействие) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц в порядке, предусмотренном статьями 227 - 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь».

Дополнительную информацию можно получить по короткому номеру справки 132, а также на сайте Агентства mga.by


 

  

 Временным (антикризисным) управляющим

Новой редакцией Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), вступившей в силу 1 января 2019 г., введена норма, согласно которой объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются обороты по реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Республики Беларусь экономически несостоятельным (банкротом), в процедуре ликвидационного производства, включая передачу имущества кредиторам (подпункт 2.30.2 пункта 2 статьи 115 Особенной части Кодекса).

По применению налогового законодательства в процедуре ликвидационного производства совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь выработана позиция по следующим вопросам.

1. Положения подпункта 2.30.2 пункта 2 статьи 115 Особенной части Кодекса применяются со дня принятия экономическим судом решения об открытии ликвидационного производства.

2. Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются обороты:

- по реализации имущества должника, в том числе по реализации произведенной продукции;

- по передаче имущества кредиторам в счет погашения их требований в рамках статьи 150 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

При этом в плане ликвидации следует отразить мероприятия по реализации имущества должника, в том числе по реализации произведенной продукции, а также мероприятия по передаче имущества кредиторам в рамках статьи 150 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

3. Обращаем внимание, что обороты по оказанию услуг (выполнению работ), по сдаче имущества в аренду признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. 

 

Директор департамента по санации и банкротству А.И. Мирониченко