Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню
Главная / Санация и банкротство / Вниманию временных (антикризисных) управляющих!

Вниманию временных (антикризисных) управляющих!

  

Временным антикризисным управляющим!

О порядке получения временными (антикризисными) управляющими сведений, содержащихся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов.

В целях оптимизации информационного взаимодействия между временными (антикризисными) управляющими и таможенными органами, улучшения качества сбора необходимой информации в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2019 года № 406 «О мерах по реализации договора о таможенном кодексе Евразийского экономического союза» внесены дополнения в Положение о порядке получения лицами информации и сведений, содержащихся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 2014 года № 509 (далее – Положение).

Так, пунктом 1 Положения временному (антикризисному) управляющему, назначенному экономическим судом для осуществления своих полномочий в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), предоставлено право на получение информации и сведений о внешнеторговой деятельности декларанта. В соответствии с пунктом 4 Положения для получения информации и сведений заинтересованное лицо направляет в Минскую центральную таможню заявку, к которой прилагает заверенную копию определения экономического суда, в соответствии с которым он назначен временным (антикризисным) управляющим декларанта.

Кроме того, в соответствии со статьей 221Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации» на едином Интернет-портале таможенных органов Республики Беларусь (www.customs.gov.by), в том числе для целей её использования временными (антикризисными) управляющими, размещена следующая общедоступная информация:

в подразделе «Реестр участников ВЭД» раздела «Электронная таможня» размещена информация, содержащая сведения из реестра участников внешнеэкономической деятельности. Указанная информация формируется на основе сведений информационных ресурсов таможенных органов Республики Беларусь, является официальной информацией Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и обновляется еженедельно;

в подразделе «Задолженность» раздела «Участникам ВЭД» имеется ссылка на «Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), взимаемых таможенными органами», в котором указываются сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, не исполнивших в установленные сроки требование таможенного органа об уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утилизационного сбора, процентов, пеней. Указанная информация обновляется ежемесячно.



 C 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового Кодекса Республики Беларусь 

Согласно подпункту 2.30 пункта 2 статьи 115 Особой части Налогового Кодекса Республики Беларусь объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются обороты по реализации:

20.30.1 предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства;

20.30.2 имущества должника, признанного в соответствий с законодательством экономически несостоятельным (банкротом), в процедуре ликвидационного производства, включая передачу имущества кредиторам.

 

О выплате заработной платы и страховых взносов

Согласно статье 120 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» управляющий в отношении работников должника продолжает выполнять условия трудовых договоров (контрактов) или прекращает их в соответствии с законодательством о труде.

На совещании у Президента Республики Беларусь 2 апреля 2019 года по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития страны было объявлено, что своевременность выплаты заработной платы находится на особом контроле Главы государства.

В этой связи, в целях повышения социальной защищенности работников организаций, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), и недопущения социального напряжения, связанного с невыплатой заработной платы и иных причитающихся выплат, необходимо обратить особое внимание на своевременную выплату заработной платы в полном объеме и обязательных страховых взносов работникам.

  При этом, обращаем внимание на неукоснительное соблюдение требования части второй статьи 141 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», предписывающего одновременно с выплатой заработной платы производить уплату обязательных взносов, а также части четвертой статьи 147 Закона, предусматривающей уплату обязательных взносов пропорционально размеру выплаченной заработной платы работникам должника.



 

О предоставлении сведений ДФР КГК 

Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля в связи с поступлением обращений от антикризисных управляющих о предоставлении сведений и копий документов о привлечении к уголовной ответственности либо о принятии решений об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении учредителей и должностных лиц субъектов хозяйствования, находящихся в процедурах банкротства, разъяснено, что в соответствии со статьей 76 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» право истребовать вышеуказанные документы управляющему не предоставлено.

Антикризисному управляющему предоставлено право ходатайствовать перед судом о представлении и (или) истребовании у организаций необходимых документов, заключений  и иных сведений, относящихся к хозяйственной (экономической) деятельности должника.

Кроме того, статьей 178 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) определен исчерпывающий перечень лиц, которых орган уголовного преследования обязан уведомить о принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела: заявитель, лицо, в отношении которого принято решение, и прокурор, а статьей 175 УПК (о возбуждении уголовного дела): прокурор и заявитель. Право предоставления таких сведений иным лицам УПК не регламентировано.

По запросу суда сведения о результатах проверок, проведенных органами финансовых расследований КГК, могут быть представлены Департаментом финансовых расследований КГК, а сведения о совершенных правонарушениях - органами внутренних дел Республики Беларусь в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» и Положением о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденной Постановлением Совета Министров республики Беларусь от 20.07.2006 № 909 «Об утверждении положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений».



О соблюдении культуры общения

В связи с участившимися случаями обращений кредиторов и иных лиц, участвующих в делах об экономической несостоятельности (банкротстве), в Департамент по санации и банкротству Минэкономики с жалобами на:

  • отсутствие возможности оперативно связаться с антикризисным управляющим,  в контактах которого указан только абонентский ящик почтового отделения связи,
  • несвоевременное получение управляющими отправленной кредиторами посредством почтовой связи корреспонденции, в том числе своих требований для последующего включение в реестр требований кредиторов,
  • некорректное поведение в ходе личного общения и при  проведении телефонных переговоров,
  • несвоевременный ответ либо отсутствие ответа на обращения лиц, участвующих в деле о банкротстве,

 

обращаем внимание на следующее:

 

Антикризисный управляющий при исполнении своих обязанностей, предусмотренных законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), в том числе обязан соблюдать следующие требования:

 

- проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, иных лиц, участвующих в делах об экономической несостоятельности (банкротстве);

- способствовать созданию в ходе проведения процедур банкротства атмосферы доверия, уверенности, равноправия сторон, взаимного уважения;

- воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, дискредитировать институт банкротства и его основные принципы;

- соблюдать деловую манеру в общении;

- проявлять добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, обязательность и пунктуальность, обеспечивать оптимальную организацию своего труда;

- строить свои отношения с лицами, участвующими в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) на основе взаимного доверия, уважения, сотрудничества и поддержки;

- руководствоваться этическими нормами в профессиональной деятельности.

В соответствии счастью 3 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 «Об обращениях граждан и юридических лиц» письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

Рекомендуем наряду с абонентским ящиком почтового отделения связи указывать адрес офиса антикризисного управляющего.

 


 Об обращениях в адрес управляющих

В связи с ростом числа обращений, жалоб субъектов хозяйствования и физических лиц на действия (бездействие) управляющих в делах об экономической несостоятельности (банкротстве) в части нерассмотренных обращений, поступающих от кредиторов, иных лиц, участвующих в деле, обращаем внимание на:

  недопустимость оставления без рассмотрения управляющими обращений, заявлений, жалоб физических и юридических лиц,

  а также необходимость безусловного соблюдения порядка и сроков, установленных Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г.  № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (за исключением случаев, когда срок рассмотрения установлен Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»).


О деноминации

В связи с поступлением запросов временных (антикризисных) управляющих Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь обращает ваше внимание, что с учетом принятия Указа Президента Республики Беларусь № 450 от 4 ноября 2015г. «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее - Указ) при оформлении документов в ходе осуществления своей деятельности необходимо:

1. В период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. указывать размер белорусских рублей в денежных единицах образца 2009 г. и в скобках - образца 2000 г.;

2. С 1 января 2017 г. указывать размер белорусских рублей в денежных единицах образца 2009 г.

3. При расчете вознаграждения временного (антикризисного) управляющего с 1 июля 2016 г. в соответствии с нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь № 260 от 28 февраля 2007 г. «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Положение) руководствоваться нормами Указа.

До принятия нового Положения при расчете дополнительного вознаграждения по итогам дела (пункт 5 Положения) ставки процентов с учетом деноминации должны устанавливаться в следующих размерах:

30 процентов от суммарного размера средств, не превышающего 1000 рублей;

300 рублей и 20 процентов от суммарного размера средств, превышающего 1000 рублей, но не превышающего 5000 рублей;

1100 рублей и 10 процентов от суммарного размера средств, превышающего 5000 рублей, но не превышающего 10000 рублей;

1600 рублей и 5 процентов от суммарного размера средств, превышающего 10000 рублей.

 


 Об очередности удовлетворения требований кредиторов по командировочным расходам и иным выплатам стимулирующего и компенсационного характера в соответствии с трудовым законодательством

По результатам рассмотрения обращений временных (антикризисных) управляющих по вопросам очередности удовлетворения требований работников должника по командировочным расходам, а также иным выплатам, связанным с выполнением ими трудовых обязанностей, Департамент по санации и банкротству обращает внимание на следующее.

В соответствии с частью третьей статьи 141 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» во вторую очередь производятся расчеты по требованиям кредиторов, возникшим до момента открытия конкурсного производства, в том числе по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам).

Согласно разъяснению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 20 апреля 2006 г. № 03-29/797 исходя из содержания части первой статьи 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), под оплатой труда работников подразумевается, в том числе, и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.В соответствии с частью второй статьи 90 ТК компенсации – это денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, к которым в силу статьи 95 ТК относятся и командировочные расходы.

Таким образом,командировочные расходы и иныезатраты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, являются одной из составляющих оплаты труда.Соответственно требования по взысканию указанных расходов, возникшие до открытия конкурсного производства, в соответствии с разъяснением Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь подлежат удовлетворению во вторую очередь.


 На основании части девятой статьи 63 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»  управляющие – юридические лица и управляющие – индивидуальные предприниматели обязаны в течение пяти дней со дня заключения ими договора обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих (далее – страховой полис) представить его копию в орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).

На основании вышеизложенного, Департамент указывает на необходимость соблюдения установленных действующим законодательством сроков представления страховых полисов.

В противном случае к Вам возможно применение административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях.

 


В соответствии с ч. 3 статьи 11.65 КоАП осуществление деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от семидесяти пяти до ста базовых величин.

 


Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (далее – Департамент) в пределах компетенции информирует о следующем.

В ходе осуществления Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (далее – Департамент) контроля за деятельностью управляющих в форме мониторинга установлено, что за январь 2015 года 25 из 196 управляющих несвоевременно представили отчеты в Департамент, а 18 управляющих не представили отчеты вообще.

На основании абзаца семнадцать части первой статьи 77 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон), а также пункта 2 Инструкции о порядке составления и представления в Министерство экономики Республики Беларусь отчетов временными (антикризисными) управляющими (далее – управляющие), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.01.2013 № 4, управляющие обязаны представлять отчеты о своей деятельности, а в процедурах защитного периода, конкурсного производства – также о хозяйственной (экономической) деятельности должника в орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) ежемесячно не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе, заверенном в установленном порядке, и в электронном виде.

На основании вышеизложенного, Департамент указывает на необходимость соблюдения установленных действующим законодательством сроков представления отчетов.

В противном случае к Вам возможно применение административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях.

 


 О требованиях к антикризисным управляющим при банкротстве банка

 На текущую дату в Республике Беларусь отсутствуют управляющие, обладающие специальным аттестатом Национального банка (официальный сайт Национального банка (Банковская система/Специальная квалификационная комиссия/Сведения об антикризисных управляющих при банкротстве банков и небанковских кредитно-финансовых организаций).

В соответствии со ст. 173 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) предусмотрено, что управляющий при банкротстве банка должен соответствовать требованиям статей 62 и 63 Закона, квалификационным требованиям, установленным Национальным банком Республики Беларусь, а также иметь дополнительно специальный аттестат управляющего.

При неблагоприятном развитии ситуации хотя бы в одном из банков могут возникнуть проблемы в части организации внешнего управления банком.

Прохождение данной аттестации регламентировано Инструкцией о специальной аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему при банкротстве банка и небанковской кредитно-финансовой организации (утверждена постановлением Правления Национального банка от 22.12.2012 № 692).

В целях кадрового обеспечения возможных судебных процедур в отношении неплатежеспособных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций предлагаем управляющим, желающим осуществлять антикризисное управление в банковской сфере, обращаться для прохождения специальной аттестации в Национальный банк в порядке, установленном названной инструкцией.

  


Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (далее – Департамент) доводит до сведения управляющих следующую информацию.

Обеспечение качественного поиска, выявления и возврата имущества должника невозможно, если управляющий не располагает полными и объективными сведениями об этом имуществе, содержащимися в документах бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете должны подтверждаться первичными учетными документами, оформленными в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Управляющему следует предъявлять требования к должностным лицам (иным лицам, имевшим возможность давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия) и индивидуальным предпринимателям о передаче документов бухгалтерского учета в полном объеме.

В то же время практика показывает, что во многих делах о банкротстве такая передача не осуществляется по вине должностных лиц должников.

С 28 августа 2013 г. вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПиКоАП), внесенные Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 64-З (опубликован в Национальном правовом интернет-портале 27.07.2013 № 2/2062).

В частности изменен состав правонарушения по части 3 статьи 12.1 КоАП.  Вместо ответственности за нарушение правил хранения бухгалтерских документов введена ответственность за необеспечение сохранности должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату.

Административная ответственность за данное правонарушение  предусмотрена в виде штрафа от четырех до тридцати пяти базовых величин.

На основании изложенного Департамент рекомендует управляющим во исполнение положений ст.ст. 42, 77, абзаца шестого части первой ст. 86 и ст. 117 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» при проведении анализа финансового состояния и платежеспособности должника (приеме от органов управления должника или индивидуального предпринимателя документации) в случае обнаружения признаков необеспечения сохранности бухгалтерских документов (в полном объеме или частично) направлять об этом сообщение о правонарушении в органы, уполномоченные статьей 3.30 ПиКоАП составлять протоколы об административной ответственности по части 3 статьи 12.1 КоАП.

Данная мера призвана стимулировать виновных должностных лиц юридического лица или индивидуальных предпринимателей к восстановлению утраченных (передаче сокрытых) бухгалтерских документов и будет учитываться при проведении проверок в качестве доказательства выполнения управляющим обязанности по принятию предусмотренных законодательством мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника.


 

 


Временным (антикризисным) управляющим

Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (далее – Департамент) доводит до сведения управляющих следующую информацию.

С 01.01.2013 вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа установлены основания для включения коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Данный реестр создается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет (www.nalog.gov.by).

На основании изложенного Департамент рекомендует управляющим во исполнение положений статьи 42 и статьи 77 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» при проведении анализа финансового состояния и платежеспособности должника использовать сведения, содержащиеся в данном реестре, с последующим направлением в случае необходимости информации в правоохранительные органы.

Также обращаем внимание, что согласно подпункту 1.9 пункта 1 Указа организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь - также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа. Информация о первичных учетных документах размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции на сайтеhttp://blank.bisc.by/Default.aspx.


 

 

 Временным (антикризисным) управляющим

Рассмотрев и проанализировав поступившее в Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь обращение РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» (далее - Агентство), касающееся запросов временных (антикризисных) управляющих о наличии (отсутствии) недвижимого имущества у субъектов хозяйствования, находящихся в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), считаем необходимым обратить внимание управляющих на следующее.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 76 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон) управляющий по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) с момента его назначения обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, в том числе находящегося у третьих лиц.

Кроме того, статьей 252 Закона предусмотрено, что управляющий обязан принять все возможные меры, предусмотренные законодательством, по розыску и возврату имущества отсутствующего должника.

Вместе с тем, на практике имеют место случаи, когда компетентные государственные органы отказывают управляющему в предоставлении запрашиваемых сведений, ссылаясь на платность или конфиденциальность данной информации.

В связи с чем, с целью максимального сокращения расходов должника предлагаем управляющим воспользоваться указанным в абзаце четвертом статьи 75 Закона правом на обращение в хозяйственный суд с ходатайством о представлении и (или) истребовании у организаций необходимых документов, заключений, представлении ими иных сведений, относящихся к хозяйственной деятельности должника, а также знакомиться с такими материалами в месте их нахождения, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, временный (антикризисный) управляющий вправе посредством хозяйственного суда Республики Беларусь запросить необходимую информацию у компетентных государственных органов, которые в случае отказа должны будут его обосновать, сославшись на конкретные нормы законодательства.

В свою очередь управляющий, пользуясь своими полномочиями предъявлять от имени должника исковые и иные заявления, вправе обжаловать в хозяйственный суд действия (бездействие) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц в порядке, предусмотренном статьями 227 - 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь».

Дополнительную информацию можно получить по короткому номеру справки 132, а также на сайте Агентства mga.by


 

  

 Временным (антикризисным) управляющим

Новой редакцией Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), вступившей в силу 1 января 2019 г., введена норма, согласно которой объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются обороты по реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Республики Беларусь экономически несостоятельным (банкротом), в процедуре ликвидационного производства, включая передачу имущества кредиторам (подпункт 2.30.2 пункта 2 статьи 115 Особенной части Кодекса).

По применению налогового законодательства в процедуре ликвидационного производства совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь выработана позиция по следующим вопросам.

1. Положения подпункта 2.30.2 пункта 2 статьи 115 Особенной части Кодекса применяются со дня принятия экономическим судом решения об открытии ликвидационного производства.

2. Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются обороты:

- по реализации имущества должника, в том числе по реализации произведенной продукции;

- по передаче имущества кредиторам в счет погашения их требований в рамках статьи 150 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

При этом в плане ликвидации следует отразить мероприятия по реализации имущества должника, в том числе по реализации произведенной продукции, а также мероприятия по передаче имущества кредиторам в рамках статьи 150 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

3. Обращаем внимание, что обороты по оказанию услуг (выполнению работ), по сдаче имущества в аренду признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. 

 

Директор департамента по санации и банкротству А.И. Мирониченко