1920 – 1940 Образование Госплана и его роль в развитии народного хозяйства БССР
В 1920 г. сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета приняла решение о разработке Государственного плана развития народного хозяйства государства.
Первым таким планом, как известно, стал план ГОЭЛРО, положивший начало системе государственного планирования, а вместе с ней — созданию общегосударственного органа планирования и соответствующих органов на местах.
Начальным этапом формирования местных планово-экономических органов явились Экономические совещания, создаваемые в республиках, губерниях и областях.
Было образовано и Экономическое совещание БССР.
Уже 30 июня 1921 г. Экономическое совещание утвердило Положение о Плановой комиссии республики. С этой даты и начал отсчет своей истории Госплан БССР. Первоначально в обязанность Плановой комиссии входила лишь разработка единого хозяйственного плана. В дальнейшем же Госплан превратился в орган, регулирующий всю хозяйственную жизнь.
Первым председателем Плановой комиссии был назначен Давид Самойлович Гальперин.
Первоначально в обязанность Плановой комиссии входила лишь разработка единого хозяйственного плана. В дальнейшем же Госплан превратился в орган, регулирующий всю хозяйственную жизнь.
Однако в первые годы проведение такой работы было крайне затруднено, и в основном потому, что Белоруссия позже других регионов стала свободна от иностранных интервентов. К тому же народное хозяйство республики к началу 20-х годов было сильно разрушено. Поэтому главные усилия Госплана направлялись на его восстановление, несмотря на острый недостаток в квалифицированных кадрах, имеющих серьезную экономическую подготовку и опыт работы в различных отраслях экономики. Только после того, когда начала работать значительная часть промышленных предприятий, стала налаживаться работа железнодорожного транспорта, сельского хозяйства, появились более благоприятные условия для разработки единого народнохозяйственного плана республики.
С этой целью 7 апреля 1922 г. созывается организационное заседание республиканской Государственной плановой комиссии, на котором было принято новое Положение о Госплане БССР. Согласно Положению, в задачи Госплана входил разносторонний круг обязанностей. Среди них — изучение планов госхозорганов, составление общехозяйственного плана БССР и согласование его с общегосударственным планом СССР, обеспечение его выполнения, разработка планов электрификации, районирования, использования природных ресурсов, научное обеспечение и сопровождение общехозяйственного плана.
Госплану БССР предоставлялось право непосредственного выхода на центральные государственные органы СССР, наркоматы и учреждения БССР. Во главе Госплана стоял Председатель, назначаемый ЦИК БССР. Для согласования работы Госплана с высшими советскими органами республики было образовано Бюро. Из его членов, председателей и членов секций Госплана, председателей подсекций образовывался Пленум Госплана.
Деятельность Госплана сосредотачивалась на важнейших направлениях развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, в финансово-экономической области, в области районирования территории республики, ее электрификации и изучения природных богатств.
Организация планирования народного хозяйства способствовала быстрому подъему экономики. В 1925 - 1926 гг. валовая продукция всей цензовой промышленности на 28,5% превысила уровень 1913 г. (по восточным областям), основные фонды — на 5,5%, численность рабочих — на 12,5%, производительность труда — на 1 6,5%, при уменьшении продолжительности рабочего дня. Отрасль стала работать рентабельно.
Введение продналога вместо продразверстки, проводившейся в период военного коммунизма, благотворно сказалось на подъеме сельского хозяйства. В деревне начали закладываться основы новых производственных отношений. В 1923 г. насчитывалось уже 105 сельскохозяйственных кооперативных товариществ, объединяющих 28427 крестьянских хозяйств.
Большую роль стали играть совхозы и колхозы. Сельское хозяйство к концу 1925 г. по посевным площадям, валовой продукции земледелия и поголовью скота достигло дореволюционного уровня.
В это время, учитывая значимость деятельности Госплана, в его работе принимает участие ряд крупных ученых и специалистов, что стало объективной необходимостью и традицией на всех последующих этапах. Среди них профессора В. И. Переход, А. В. Костяев, И. И. Калугин и Г. Н. Высоцкий.
Госплан БССР ясно себе представлял, что те задачи, которые ставились перед ним, немыслимо осуществлять без тесного сотрудничества с научными учреждениями республики.
Такое сотрудничество получило прочную базу к началу 30-х годов, после образования Института экономики Академии наук БССР, куда влился и существовавший в то время небольшой Институт экономики Госплана БССР. К этому времени Госпланом БССР велась уже активная плановая работа, в том числе и на перспективу. Так, 3 мая 1928 г. было принято постановление Совета Народных Комиссаров БССР, в котором говорилось: "Представленный проект пятилетнего плана народного хозяйства и культурно-социального строительства на 1928-1929 гг. - 1932-1933 гг. - одобрить". Совет Народных Комиссаров БССР дал высокую оценку пятилетнему плану, отметив, что в проекте плана отражены основные народнохозяйственные и политические задачи, которые стоят перед республикой на ближайшее пятилетие.
В первом году пятилетки началась коллективизация в сельском хозяйстве. Бурными темпами шла индустриализация. Создавались новые отрасли. В машиностроении освоено было производство сложных сельскохозяйственных машин, оборудования для строительства, станков и других изделий. Введена в действие первая БелГРЭС (станция Осиновка Оршанского района).
До периода составления второго пятилетнего плана (1931-1932 гг.) Госплан БССР насчитывал 65 человек. В 1936-1937 гг. почти весь состав Госплана обновился, что в немалой степени связано с репрессиями тех лет. К 1938 г. численность аппарата составила 85 человек. Накануне Великой Отечественной войны структура Госплана БССР выглядела следующим образом: Председатель Госплана и два его заместителя; отделы — промышленный, сельскохозяйственный, капитальных работ, сводный, топлива, товарооборота, науки и культуры, подготовки кадров, жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения, районного планирования, материальных фондов, труда и рабочих кадров, а также сектора финансовый и энергетики, спецотдел, управление делами и секретариат.