Версия для слабовидящих
Карта сайта
рус
Меню
Главная / О Министерстве / Страницы истории / Устойчивый и сбалансированный рост экономики

Устойчивый и сбалансированный рост экономики

За пятилетку 2016-2020 гг. непосредственно в поле деятельности Минэкономики находился ряд ключевых направлений социально-экономического развития.

Макроэкономический анализ и прогнозирование

Минэкономики осуществляло регулярный мониторинг социально-экономического развития страны, оценку состояния макроэкономической сбалансированности, внутренних и внешних рисков устойчивого развития, разрабатывало меры по преодолению возникающих негативных тенденций и закреплению положительных. На этой основе моделировало сценарии развития на перспективу.

В 2016-2020 гг. подготовлен ряд прогнозных и программных документов развития на долго-, средне- и краткосрочные перспективы.

Среди долгосрочных – это обновленная Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года в части сопряжения с китайскими программами «Сделано в Китае-2025» и «Интернет+» и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года.

Минэкономики на среднесрочную перспективу разработаны ключевые документы экономической политики государства – Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг.  и Комплекс мер по ее реализации, Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. В целях их реализации на уровне Правительства подготовлены Минэкономики и утверждены Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 гг., Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018-2020 гг., Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 года и др.

Ежегодно разрабатывался прогноз на очередной год. Особо следует отметить подготовку прогноза на 2021 год: впервые был разработан Целевой план. Его основная функция– мобилизация имеющихся ресурсов для создания стартовых условий с целью выхода на траекторию ускоренного развития и развертывания нового инвестиционного цикла.

Также в 2020 году на фоне пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 Министерством экономики был разработан Указ Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики». В том числе подготовлен перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации, на которые распространяются предусмотренные Указом меры поддержки. В названном документе также сосредоточены ключевые меры поддержки отраслей экономики в условиях замедления экономической активности в связи с распространением COVID-19.

В результате принятых мер экономика Беларуси адаптировалась к работе в новых условиях, что позволило в 2020 г. сработать с темпом роста выше среднемировых – 99,1%, тогда как мир 95,6–95,7%.

Совершенствование инвестиционного климата

В контексте повышения эффективности инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата Минэкономики осуществлялась работа по подготовке соответствующих нормативных правовых актов, совершенствованию методологии бизнес-планирования, развитию нормативной правовой базы и апробирования механизма ГЧП на примере пилотных проектов, обеспечению условий для привлечения инвестиций в свободные экономические зоны.

В период 2016-2018 гг. проводился ежеквартальный мониторинг порядка 100 основных инвестиционных проектов, реализуемых по поручениям Главы государства и Правительства. В 2019-2020 гг. осуществлялась координация работы и мониторинг хода реализации 34 важнейших стратегический инвестиционных проектов.

За 2016-2019 гг. проведена экспертиза 142 бизнес-планов инвестиционных проектов (включая повторно представленных).

Совместно с ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» велась работа по повышению эффективности работы Агентства как «одного окна» для инвесторов.

В 2018 г. был разработан План мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата, а также комплекс мер по привлечению прямых иностранных инвестиций. В 2020 г. аналогичный план сформирован на среднесрочную перспективу.

В январе 2019 г. внедрен в промышленную эксплуатацию Интернет-портал «Дорожная карта инвестора» (map.investinbelarus.by) для представления информации об инвестиционных проектах и идеях.

В 2020 г. Министерством экономики проводилась работа по совершенствованию положений Декрета Президента Республики Беларусь № 10, в рамках которого предусмотрено введение нового механизма заключения инвестиционных договоров с предоставлением инвесторам более широкого перечня льгот и преференций исключительно для реализации крупномасштабных проектов, имеющих важное значение для Республики Беларусь.

Всего в рамках реализации инвестиционной политики Министерством экономики только за 2019-2020 гг. было подготовлено 32 проектов нормативных правовых актов (из которых принято 16).

Также прорабатывался вопрос о введении в Республике Беларусь механизма специальных инвестиционных договоров, что является дополнительным стимулом по реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

В течение 2016-2020 гг. Минэкономики обеспечивалась ежегодная подготовка Государственной инвестиционной программы на очередной финансовый год, на основании которой за счет средств республиканского бюджета осуществлялось финансирование и строительство в республике социально значимых строек и объектов.

Для определения потребности в инфраструктурных проектах Минэкономики впервые в системе планирования был сформирован Национальный инфраструктурный план на 2021-2025 гг., предусматривающий создание комплексной, качественной, безопасной и устойчивой инфраструктуры, отвечающей потребностям социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе и обеспечивающей условия для роста качества жизни населения.

Привлечению иностранных инвестиций способствовала регистрация новых резидентов в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

На системной основе обеспечивалось совершенствование специального правового режима ведения бизнеса в СЭЗ, строительство инженерной и транспортной инфраструктуры.

В конце 2020 г. Минэкономики велась работа по подготовке концепции запуска нового инвестиционного цикла. Это будет способствовать росту производительности труда, увеличению конкурентоспособности и экспортных возможностей, созданию развитой инфраструктуры во всех регионах страны.

Совершенствование деловой среды

В целях формирования благоприятных условий для ведения бизнеса в течение пятилетки был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности и исключение излишних административных требований к субъектам хозяйствования. Ключевым является Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

Минэкономики подготовлены предложения по оптимизации финансовых санкций за незначительные нарушения, расширению практики вынесения предупреждений вместо наложения штрафных санкций при привлечении субъектов хозяйствования к административной ответственности впервые. Выработан механизм дифференцированного применения штрафных санкций в границах, предусмотренных законодательством, в зависимости от степени вины и уровня дохода субъектов хозяйствования.

С учетом мнения бизнес-сообщества в 2020 г. Минэкономики подготовлены и внесены в Правительство предложения по корректировке кодексов по вопросам уголовной ответственности, предусматривающие:

минимизацию применения заключения под стражу, заключение под стражу только по решению суда, а также снижению предельного срока лишения свободы;

исключение из отдельных статей санкции в виде лишения свободы;

увеличение предельных порогов наступления уголовной ответственности;

перевод отдельных преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности в дела частного обвинения, возбуждаемые по заявлениям пострадавших;

исключение ответственности субъектов хозяйствования при правонарушениях, возникших из следования разъяснениям государственного органа как регулятора.

Минэкономики совместно с государственными органами осуществлялась работа по упрощению административных процедур для бизнеса.

В частности, отменены излишние административные барьеры в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли, общественного питания, рекламы. По инициативе Минэкономики, в 10 раз сокращен минимально достаточный перечень обязательных противопожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, природоохранных и других требований.

Важной новацией для регуляторной среды стал уведомительный принцип начала осуществления 19 наиболее распространенных видов деятельности.

Была оптимизирована контрольная (надзорная) деятельность, снижено воздействие со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательской деятельности;

Проводилась работа по созданию электронного реестра административных процедур, осуществляемых по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И уже в 2017 г. субъекты хозяйствования имели возможность прохождения в электронной форме порядка 107 административных процедур.

Создан базовый ресурс для последующего перехода на полноценное электронное лицензирование – единый реестр лицензий, с 1 июля 2020 г. сведения из него предоставляются на едином портале электронных услуг.

Ключевыми площадками диалога бизнеса и власти выступали общественно-консультативные советы (ОКС). При государственных органах (организациях) на 1 января 2020 г. созданы 34 ОКС.

Благодаря реализованным мерам предпринимательство внесло существенный вклад в развитие экономики страны, обеспечив более 40% экспорта товаров и 50% ВВП.

Повышение эффективности работы предприятий государственного сектора

За 2016-2020 гг. Минэкономики был инициирован ряд предложений по вопросом отношений собственности.

Указом Президента Республики Беларусь от 15 августа 2017 г. № 284 «О выбытии имущества» предусматривается временное изменение порядка отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию непрофильных и неиспользуемых активов организаций в целях недопущения убытков при осуществлении таких операций. Минэкономики разработан проект Указа о внесении изменений в данный Указ, предусматривающий продление его действия на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г.

Принят разработанный Минэкономики Закон Республики Беларусь от 5 января 2021 г. № 95-З «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ». Законом предусматриваются дополнительные механизмы финансового оздоровления хозяйственных обществ (за счет конвертации долгов в уставный капитал, внесения безвозмездных вкладов в имущество), а также долгосрочной мотивации топ-менеджмента таких организаций (право руководителей и членов наблюдательных советов (советов директоров) организаций и членов наблюдательных советов (советов директоров) организаций с государственным участием на безвозмездное получение в собственность акций (долей в уставных фондах) дополнительной эмиссии этих организаций).

Минэкономики велась работа по содействию созданию интегрированных структур, в том числе в форме объединений юридических лиц (холдингов), также по подготовке и реализации, исходя из общегосударственных интересов, предложений по организационно-структурным преобразованиям в экономике, ликвидации излишних звеньев управления и дублирования функций.

Для содействия развитию корпоративных форм организации предпринимательства Минэкономики подготовлены методические рекомендации по организации корпоративного управления.

Несмотря на то, что в республике функции координации и выработки политики развития отраслей экономики закреплены за министерствами и концернами, в целом вопросы стратегии отраслевого развития также находятся в компетенции Минэкономики. В 2018 г. при его участии была разработана Концепция Государственной отраслевой политики (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2018 г. № 752).

Кроме того, Минэкономики приступило к наполнению проекта Закона Республики Беларусь «О государственных организациях и хозяйственных обществах с участием государства».

Региональная политика

За пятилетку реальный прорыв был совершен в области выработки мер региональной политики.

Министерство экономики, выступая координатором, проводило масштабную работу по мониторингу экономической ситуации и выработке системных мер, направленных на сокращение в регионах разрыва по уровню и качеству жизни населения. При чем впервые был реализован дифференцированный подход: на основе анализа ключевых проблем, формирующих риски для развития региона, специализации, потенциала и компетенций территории определялись «точки роста», способные обеспечить выход региона на устойчивую траекторию экономического роста.

В тесной взаимосвязи с облисполкомами и Минским горисполкомом были разработаны программы социально-экономического развития регионов на 2016–2020 годы в увязке с имеющимися ресурсами и перспективами развития видов экономической деятельности.

Была усовершенствована методология планирования и прогнозирования регионального развития, в том числе сохранена в 2016–2020 годах практика разработки ежегодных планов развития областей и г. Минска. Инициирована с 2018 года разработка ежегодных планов развития районов и городов областного подчинения. Обеспечена подготовка 11 методических рекомендаций по разработке стратегий, программ социально-экономического развития, планов развития и планов индустриализации областей, г. Минска, районов и городов областного подчинения.

Новацией 2018 года в сфере регионального развития стала разработка пилотного проекта по социально-экономическому развитию Оршанского района. Минэкономики выступило координатором разработки Программы комплексного развития Оршанского района на период до 2023 года, включающей 18 подпрограмм, конкретизированных по срокам выполнения, объемам и источникам финансирования. Помимо этого, был разработан комплекс мер по ее реализации, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 59. 

В результате ее реализации обеспечена положительная динамика по ряду показателей социально-экономического развития Оршанского района. Выше среднеобластных достигнуты показатели по промышленному производству, инвестиционной деятельности, экспорту товаров и услуг (без учета нефти и нефтепродуктов, республиканских организаций), розничному товарообороту.

В составе рабочей группы, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 11 апреля 2018 г. № 97р, Минэкономики разработаны предложения по повышению эффективности работы агропромышленного комплекса Витебской области(впоследствии легли в основу Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2020 г. № 70 «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области»).

В 2019-2020 гг. акцент в работе был сделан на поиске решений для районов, отстающих по уровню социально-экономического развития.

Разработан и утвержден Порядок отнесения административно-территориальных единиц к территориям, отстающим по уровню социально-экономического развития (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2019 г. № 74), в соответствии с которым определен 31 отстающий район в областях страны.

Впоследствии Минэкономики были выработаны предложения по мерам, предусматривающим проведение системной региональной политики, включая подготовку, актуализацию и мониторинг Плана развития отдельных регионов(утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2019 г. № 689, актуализирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2021 г. № 119). Он включал в себя 409 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций около 2 млрд. рублей, а также 214 инвестиционных предложения на общую сумму 1,1 млрд. рублей. В результате реализации Плана количество отстающих районов сократилось с 31 до 30 районов.

В продолжение пилотного проекта по социально-экономическому развитию Оршанского района, велась работа по выработке совместно с облисполкомами мер, направленных на ускоренное развитие 10 районов и городов с численностью населения 80 тыс. человек и более с выработкой предложений по решению проблемных вопросов. В этих целях были разработаны и приняты Комплексные планы. В 2018–2020 годах была завершена реализация почти 2 тыс. мероприятий, на реализацию планов направлено 6,2 млрд. рублей. В них определены инвестиционные проекты и мероприятия, которые выступают «точками роста» для достижения ускоренного развития. Отдельными блоками выделены мероприятия по формированию комфортной и безопасной среды для проживания населения. Осуществлялся ежеквартальный мониторинг этих планов с выработкой предложений по мерам, направленным на решение проблемных вопросов.

На постоянной основе Минэкономики совершенствуются подходы к отбору претендентов на занесение на Республиканскую доску Почета, включая корректировку нормативных правовых актов.

Республиканская доска Почета как символ признания высоких достижений регионов, организаций и их филиалов в социально-экономическом развитии, существует с 2000 г. Ежегодно победителями становятся свыше 60 регионов и трудовых коллективов.

 

Помимо перечисленных отдельных ключевых направлений, Минэкономики принимало участие в реализации иных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., в том числе касающихся вопросов отраслевого и социального развития.