Главная / О Министерстве / Страницы истории / Формирование социально-ориентированной модели экономики

Формирование социально-ориентированной модели экономики

Третий пятилетний этап (2006-2010 гг.) в истории экономического развития независимой Республики Беларусь был этапом активного экономического роста. Его основной стало форсированное развитие внутреннего рынка  и наращивание инвестирования за счет внешних займов.

Валовой внутренний продукт за пятилетку увеличился на 42,1%, производство промышленной продукции — на 47,8%, продукции сельского хозяйства — на 24,8%. По производству важнейших видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения Беларусь сохранила лидирующие позиции среди стран СНГ. Белорусский агропромышленный комплекс не только в полном объеме обеспечивал продовольственную безопасность страны, но и экспортировал значительные объемы продуктов питания.

Последовательно повышались уровень и качество жизни населения. За 2006-2010 гг. реальные располагаемые денежные доходы белорусских граждан возросли на 79,1%.

Вместе с этим, начиная с 2009 года, в республике наблюдалось замедление темпов экономического роста, вызванное негативным влиянием мирового финансового кризиса.

Резкое ослабление экономической активности в мире создало значительные проблемы для белорусской экономики. Цены на экспортируемые товары упали, снизился спрос на нашу продукцию, пошли задержки в расчетах, доступ на кредитные рынки стал трудным, а ресурсы дорожали.

С такими проблемами столкнулась вся мировая экономика, и Беларусь не могла быть исключением. Высокий уровень открытости белорусской экономики, стратегическая зависимость от импорта энергетических и сырьевых ресурсов изначально ставили нашу экономику в уязвимое положение в условиях развития кризиса.

Министерству экономики пришлось буквально "с чистого листа" разрабатывать судьбоносные для отечественной экономики документы.

Вся работа по трансформации нормативно-правовой базы и созданию новых инструментов регулирования социально-экономического развития состояла в минимизации последствий внешних факторов через адаптацию экономики к новым условиям и снижение уязвимости к внешним шокам в будущем.

Расширение географии кризисных явлений и перерастание их в мировой финансово-экономический кризис повлекло за собой принятие решений по совершенствованию делового климата внутри страны для создания более благоприятных условий функционирования предприятий всех форм собственности, повышения их конкурентоспособности в условиях ужесточившейся конкурентной борьбы на сужающихся внешних рынках.

В это время Министерством экономики были разработаны Планы первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности, которые предусматривали меры по повышению деловой активности, развитию предпринимательства, активизации инвестиционного процесса, решению иных проблем, имеющих наибольшее негативное влияние на состояние и развитие бизнес-климата.

Данные подходы нашли свое закономерное отражение в Директиве Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь".

 Кроме того, были введены дополнительные меры, направленные на перевод экономики на инновационный путь развития, стимулирование отечественных разработчиков и производителей к созданию и внедрению новой высокотехнологичной продукции, основанной на результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских (технологических) работ.

Влияние ухудшения мирового спроса наиболее ощутимо сказалось на реальном секторе экономики. Поэтому на постоянной основе осуществлялась выработка мер, направленных на поддержку конкретных организаций, сохранение их позиций как на внешнем, так и на внутреннем рынках. В этих целях Министерством экономики совместно с Национальным банком были разработаны меры по обеспечению стабильной работы валообразующих и иных организаций реального сектора экономики.

Еще в начале  пятилетки 2011-2015 гг. при разработке Программы социально-экономического развития до 2015 наряду с понятиями «новое лицо экономики» в обиход прочно вошли термины «добавленная стоимость», «высокопроизводительные рабочие места», «производительность труда по добавленной стоимости», «структурная перестройка» – как новые характеристики экономической деятельности белорусской системы.  В социально-экономическом развитии были сделаны акценты на такие качественные показатели, как прямые иностранные инвестиции на чистой основе, снижение материало- и энергоемкости, соотношение экспорта и объема производства, новые технологии и модернизация и прочее.

В результате работы Министерства экономики был принят ряд нормативных правовых актов по совершенствованию бизнес-климата в стране, в результате чего в одном из наиболее общепризнанных мировых рейтингов «Ведение бизнеса» Беларусь с каждым годом улучшает свои позиции и признается одним из наиболее активных государств-реформаторов. С 2011 по 2015 году общий рейтинг Беларуси улучшился еще на 34 позиции, наша страна  заняла 57 место, опережая партнеров по ЕАЭС и большинство стран СНГ.

Однако на данном этапе развития серьезное влияние на экономику нашей страны продолжали оказывать негативные внешние факторы, сформировавшие крайне неблагоприятную конъюнктуру для развития открытой белорусской экономики. Первым негативным фактором в начале данного периода, являлись последствия мирового финансового кризиса.

Стимулирование внутреннего спроса, как меры по преодолению негативного влияния этого кризиса, спровоцировало накопление дисбалансов в экономике, рост отрицательного сальдо внешней торговли и увеличение валового внешнего долга страны.

Накопленные дисбалансы стали причиной девальвации, высокой инфляции и снижения доходов населения в 2011 году. В то же время девальвация подстегнула рост продаж на экспорт. Объемы внешней торговли товарами превысили докризисный уровень (в 2008 г.  – 72 млрд. долларов США, в 2009 г. – 50 млрд. долларов США, в 2011 г. – 87 млрд.). Изменение курса национальной валюты позволило вернуть дефицит торгового баланса в безопасную зону.

В 2012 году безэмиссионное развитие, нацеленное на внешний рынок, гибкое курсообразование и экономически обоснованный рост заработной платы позволили сбалансировать экономику, повысить доходы населения и обеспечить бездефицитное исполнение бюджета.

Однако в 2013 году падение ВВП в ЕС и замедление динамики развития в экономике основного нашего партнера – Российской Федерации, существенно ограничили возможности экономики Беларуси развиваться за счет внешнего спроса. Дополнительным негативным фактором стал  калийный кризис 2013 года, выразившийся в резком снижении цен на калийные удобрения. Следствием всего этого стало  снижение экспорта и замедление динамики ВВП. В этих условиях выбор между ростом и сбалансированностью был однозначно сделан в пользу последней.

2014 год принес новые вызовы и шоки, как на региональном, так и на мировом уровне. Кризисные процессы в экономике России, низкая инвестиционная активность российских предприятий, режим взаимных санкций ЕС и РФ, нестабильность в экономике Украины  – все эти факторы сдерживали возможности роста белорусской экономики в текущем периоде.

Еще одним  негативным фактором, определившим динамику экономики во второй половине рассматриваемого периода, стало снижение цен на нефть и нефтепродукты. Так если баррель нефти марки Brent в марте 2012-го года стоил более 120-ти долларов США, то к концу 2015 года он торговался на уровне 40 долларов США.

В виду перечисленных факторов, белорусская экономика  не могла в полной мере воспользоваться традиционными внешними источниками роста. Устранение накопившихся в период 2006–2010 гг. дисбалансов и опасность развития девальвационно-инфляционных процессов ограничили рост со стороны внутреннего рынка. Кроме этого, страна вынуждена была отвлечь значительные ресурсы на обслуживание накопленного внешнего государственного долга. Совокупность данных факторов обусловила сдержанные темпы роста основных макроэкономических показателей.

Среднегодовые темпы прироста ВВП  за пятилетие составили 1,1 процента, реальные денежные доходы увеличились в 1,33 раза. Несмотря на все сложности, удалось достигнуть цели по инфляции, которая замедлилась со 108,7 процента в 2011 году  до минимального уровня – 12-ти процентов. Была обеспечена увязка темпов роста оплаты труда с ростом его производительности: в 2015 году темп роста производительности труда превысил рост реальной заработной платы на 0,4 процентных пункта. Однако на фоне низкого роста производительности труда в 2014-2015 гг. произошло замедление темпов роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения.

Для преодоления негативного влияния внешних факторов, Министерство экономики разработало новую  экспортную стратегию по диверсификации рынков по принципу «треть – треть – треть». В среднесрочной перспективе прогнозируется перераспределить доли белорусского экспорта на рынках ЕАЭС, ЕС и стран «дальней дуги». Реализация данной стратегии позволит минимизировать влияние внешнеэкономической конъюнктуры на экономику страны, снизить высокую концентрацию экспорта на отдельных рынках.

В целом же, взвешенная экономическая политика, основывающаяся на безэмиссионном развитии, гибком курсообразовании, экономически обоснованном росте заработной платы в зависимости от производительности труда, позволила по итогам пятилетки в целом сохранить макроэкономическую и социальную стабильность, улучшить качество жизни населения.

Так, в докладе ПРООН «Индекс человеческого развития 2015» который дает сравнительный анализ 189 государств-членов ООН по уровню человеческого развития на основании базовых индикаторов (достойные условия жизни, продолжительность жизни, уровень образования) Беларусь заняла 44-е место (вместе с Россией) и возглавляет группу стран с высоким уровнем человеческого развития, находясь на одну позицию ниже, чем Черногория, которая замыкает группу стран с очень высоким уровнем дохода.