Соглашения о свободной торговле товарами
1.1. Соглашения о свободной торговле товарами
Республика Беларусь успешно применяет различные инструменты для расширения своей внешней торговли, в особенности являющиеся неотъемлемой частью современной международной торговой системы интеграционные процессы.
Республика Беларусь имеет двусторонние соглашения о зоне свободной торговли с Азербайджаном, Арменией, Кыргызстаном, Таджикистаном, Казахстаном, Молдовой, Россией, Узбекистаном, Туркменистаном, Украиной и Сербией.
18 октября 2011 г. подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ, участниками которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина. В отдельном порядке к Договору присоединился Узбекистан.
Также Республика Беларусь является участником Соглашения о создании зоны свободной
торговли от 15 апреля 1994 г.
(с изменениями от 2 апреля 1999 г.), подписанного в рамках СНГ. Данное
соглашение применяется во взаимной торговле Беларуси с Грузией (после выхода последней из состава СНГ).
С образованием Евразийского экономического союза, соглашения о свободной торговле товарами могут быть заключены только в формате «ЕАЭС (как блок) + третья сторона»(статья 35 Договора о ЕАЭС). В этой связи, совместно с партнерами по евразийской интеграции Республика Беларусь проводит активную работу по созданию зон свободной торговли между ЕАЭС и третьими странами в целях географической и товарной диверсификации своего экспорта.
29 мая 2015 г. подписано Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС, его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой. Соглашение вступило в силу 5 октября 2016 г. Указанный международный договор предусматривает отмену либо существенное снижение ввозных пошлин практически на все ключевые позиции белорусского экспорта во Вьетнам.
25 октября 2019 г. вступило в силу Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем от17 мая 2018 г. Соглашение не предусматривает создания режима свободной торговли, в то же время оно направлено на устранение санитарных и технических барьеров в торговле, развитие секторального сотрудничества с КНР в сферах передовых технологий, инноваций, транспортно-логистической инфраструктуры. В нем предусмотрены нормы об обеспечении свободы транзита, что создает благоприятные условия для белорусских предприятий по участию в производственных и транспортных цепочках в рамках инициативы руководства КНР «Один пояс, один путь».
27 октября 2019 г. вступило в силу Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 г. Согласно условиям Временного соглашения ввозные таможенные пошлины в торговле между странами ЕАЭС и Ираном снижаются или устраняются по ограниченному охвату. В соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 16 государствами-членами ЕАЭС начаты переговоры с иранской стороной по заключению полноформатного соглашения о свободной торговле.
Завершены переговоры с Республикой Сингапур по торговле товарами. Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сингапур, с другой стороны, и Рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сингапур, с другой стороны, подписаны на заседании Высшего Евразийского экономического совета 1 октября 2019 г. В настоящее время ведется работа по ратификации соглашений (Республика Беларусь выполнила соответствующие процедуры).
Завершены переговоры по унификации торгового режима с Сербиейв связи с присоединением к ЕАЭС Армении и Кыргызстана, которые не имеют режима свободной торговли с Белградом (двусторонние соглашения о зоне свободной торговли с Сербией есть только у Беларуси, Казахстана и России). Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербия, с другой стороны, подписано 25 октября 2019 г. и вступило в силу 10 июля 2021 г.
В целях дальнейшей либерализации условий доступа товаров государств-членов на рынки третьих стран ЕАЭС в настоящее время активно ведутся переговоры о создании зон свободной торговли товарами с Египтом, Израилем и Индией.
В соответствии с докладами совместных исследовательских групп ожидается, что заключение соглашений о свободной торговле с вышеуказанными странами позволит Республике Беларусь нарастить экспорт следующих товаров:
Египет – молочная продукция, минеральное топливо, транспортные средства, продукция животного происхождения, табачные изделия, алкоголь, сахар, мясо;
Израиль – мука, молочная продукция, мясная продукция, масло, удобрения, минеральное топливо, транспортные средства;
Индия – изделия из черных металлов, бумага и картон, пластмассы, нефть и топливо, электрические машины и оборудование, транспортные средства, удобрения.
Согласно результатам эконометрического моделирования заключение соглашений о свободной торговле с Египтом, Израилем и Индией в случае полной либерализации торговли без изъятий позволит увеличить экспорт белорусских товаров в эти страны на 17,5%, 17,3% и 20,0% соответственно.
Государствами-членами ЕАЭС совместно с ЕЭК определены следующие страны, представляющие наибольший экономический интерес для заключения соглашений о свободной торговле в среднесрочной перспективе: ОАЭ,Индонезия, Монголия.
1.2 Соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций
По мере углубления процессов интернационализации и глобализации расширились сферы, охваченные данными процессами, среди которых – сфера услуг. Следствием явились ускорение темпов роста международной торговли услугами, а также необходимость в принятии мер по либерализации торговли услугами.
Однако либерализация торговли услугами в отличие от торговли товарами осуществляется не путем снижения таможенно-тарифных барьеров, а путем изменения национального регулирования и снятия ограничений на движение иностранных инвестиций.
Формой проявления процесса либерализации торговли услугами является заключение государствами соглашений о свободной торговле услугами, которые являются разновидностью региональных торговых соглашений (РТС) и их оформление соответствует статье V Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).
Мировая практика подтверждает, что на рубеже ХХ-ХХI вв. активизировался процесс подписания РТС, в том числе в сфере услуг. Так, в ВТО, по состоянию на 1 февраля 2022 г., нотифицировано 353 региональных торговых соглашений, в том числе: из них 170 касаются торговли товарами, 181 включают торговлю товарами и услугами, 2 соглашения охватывают исключительно вопросы торговли услугами. Это позволяет сделать вывод о том, что 51,8 % всех нотифицированных региональных торговых соглашений затрагивают либерализацию торговли услугами.
На сегодняшний день у Республики Беларусь действует только одно преференциальное соглашение в сфере услуг — договоренности о торговле услугами в рамках Евразийского экономического союза (Раздел XV «Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций» и Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение № 16 к Договору о ЕАЭС)).
Республика Беларусь, как и все члены Союза, сохраняет за собой автономию (т.е. национальную компетенцию) в вопросах заключения соглашений о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций. Процесс заключения подобных соглашений с третьими странами осуществляется независимо от партнеров по Союзу. Единственным условием, прописанным в Договоре о ЕАЭС, является обязательство Республики Беларусь предоставлять другим государствам-членам ЕАЭС такие же уступки, какие предоставлены партнеру (партнерам) по такому соглашению (статья 38 Договора и раздел 6 Приложения № 16 к Договору).
В этой связи в настоящее время ведется работа по заключению новых преференциальных услужных соглашений. Координацию работы по подготовке международных соглашений в сфере торговли услугами осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь.
Министерством экономики Республики Беларусь совместно с заинтересованными ведомствами ведется работа по заключению соглашений о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций с Сингапуром, Турцией (без инвестиционного раздела), Китаем, а также в рамках СНГ.
В 2022 г. планируется завершить начатые в 2017 г. переговоры по услужно-инвестиционному соглашению с Сингапуром. Услужные двусторонние договоренности государств-членов ЕАЭС являются дополнением Соглашения о свободной торговле товарами, заключенного 1 октября 2019 г. в целях создания всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕАЭС и Сингапуром.
В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Министерством экономики Республики Беларусь и Министерством торговли и промышленности Республики Сингапур от 4 июня 2019 г. уровень обязательств Беларуси для Сингапура по Соглашению должен быть в целом выше, чем уровень обязательств в ВТО (т.н. «ВТО плюс»).
В 2020 г. начаты переговоры с Турцией о свободной торговле услугами. 10 июня 2020 г. состоялось подписание Технического задания к переговорам по Соглашению о свободной торговле услугами между Беларусью и Турцией. Данное соглашение охватывает только вопросы торговли услугами (без инвестиционного раздела) и строится на классической модели ГАТС. Кроме того, соглашение включает в себя множество разделов, касающихся специфических правил регулирования и налаживания взаимодействия в секторах, представляющих взаимный интерес (образовательные услуги, услуги в области здравоохранения, транспорт и логистика, телекоммуникации, финансовые услуги и т.д.).
14 декабря 2020 г. подписано Совместное заявление между Беларусью и Китаем, которым положено начало переговорам по заключению соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций. В апреле 2021 г. сторонами утверждено Техническое задание к переговорам, которое определяет подходы к архитектуре соглашения, его наполнение и процедурные аспекты переговорного процесса. Стороны намерены завершить переговоры по соглашению в 2023 году.
В рамках Содружества Независимых Государств работа над проектом Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций ведется уже почти 10 лет (с ноября 2012 г.).
По итогу проведенной работы просматривается перспектива завершения переговоров по Соглашению и его подписание в мае 2022 г., что создаст больше возможностей для наращивания экономического взаимодействия стран Содружества и наращивания удельного веса торговли услугами в общем объеме торговли стран СНГ до 25 %.
Заключение указанных соглашений позволит Республике Беларусь устранить препятствия на пути движения белорусского экспорта услуг на зарубежных рынках, увеличить оборот трансграничной торговли услугами с партнерами по соглашениям. Кроме того, даст «сигнал» потенциальным инвесторам об условиях доступа в конкретные сектора белорусской экономики, способствуя тем самым притоку ПИИ, развитию торгово-экономического сотрудничества с данными странами через создание транспарентной и предсказуемой среды.
Заключение Республикой Беларусь региональных торговых соглашений в сфере услуг как полноценный инструмент внешнеторговой политики впервые обозначен в плановых и программных документах страны.
Так, реализация данного направления предусмотрена главой 10 «Развитие внешнеэкономической деятельности» Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2020 г. № 758. Также указанный подход заложен в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы (глава 8).
Одновременно Минэкономики проводится работа по определению перспективных партнеров для заключения услужно-инвестиционных соглашений в среднесрочном периоде. В случае наличия препятствий с доступом на зарубежные рынки услуг и инвестиций, либо заинтересованности в получении преференциальных условий доступа, просим оставить свои предложения (trade@economy.gov.by).