О применении законодательства о регистрации недвижимого имущества
Государственный комитет по имуществу (далее – Госкомимущество) информирует антикризисных управляющих о следующем.
В ходе работы над обращением установлена практика оформления правоудостоверяющих документов на капитальные строения, отчужденные на торгах в ходе ликвидационного производства и не зарегистрированные в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – регистр недвижимости) на момент отчуждения, не в полной мере соответствующая части четвертой подпункта 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики от 5 февраля 2013 г. № 63 ”О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)“ (далее – Указ № 63).
Согласно части четвертой подпункта 1.2 пункта 1 Указа № 63 государственная регистрация созданиякапитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, не зарегистрированных в регистре недвижимости на момент продажи, и прав на них осуществляется в установленном порядке по заявлению покупателя на основании договора купли-продажи, решения собрания или комитета кредиторов об одобрении порядка и сроков продажи соответствующего имущества, технических паспортов, составленных по заявлению покупателя, и передаточных актов.
В отношении капитальных строений (зданий, сооружений) покупателем дополнительно представляется выписка из решения местного исполнительного и распорядительного органа о возможности их использования по назначению в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества.
Учитывая последовательность государственной регистрации, определенную статьей 10 Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним“, государственная регистрации создания капитальных строений и возникновения права собственности покупателя на них допускается не ранее государственной регистрации создания и возникновения права этого покупателя на земельный участок, на котором они расположены.
Земельный участок в подобных ситуациях должен быть предоставлен покупателю соответствующих капитальных строений на основании подпункта 1.11 пункта 1 статьи 42 Кодекса Республики Беларусь о земле.
Вместе с тем, на практике имеются случаи понуждения организации, находящейся в процедуре банкротства, к оформлению правоудостоверяющих документов на отчужденное недвижимое имущество на свое имя после подписания с победителем торгов акта приема-передачи недвижимого имущества, вместо принятия решения о предоставлении покупателю соответствующего земельного участка.
Заявляя государственную регистрацию создания объекта недвижимого имущества и возникновения права собственности на него, антикризисные управляющие подписывают и представляют в территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним справки о балансовой стоимости и принадлежности на объекты недвижимого имущества, фактически переданные покупателям до даты составления соответствующей справки.
С учетом того, что Указом № 63 установлен особый порядок отчуждения и государственной регистрации объектов недвижимого имущества в процедуре ликвидационного производства, правомерной практикой его реализации будет осуществление государственной регистрации создания отчужденных объектов недвижимого имущества, не зарегистрированных в регистре недвижимости на момент отчуждения, и возникновения прав на них по заявлению покупателя, а не антикризисного управляющего».