Главная / Экономические союзы, доступ на рынки / Зоны свободной торговли / Соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций

Соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций

Соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций

По мере углубления процессов интернационализации и глобализации расширились сферы, охваченные данными процессами, среди которых – сфера услуг. Следствием явились ускорение темпов роста международной торговли услугами, а также необходимость в принятии мер по либерализации торговли услугами.

Однако либерализация торговли услугами в отличие от торговли товарами осуществляется не путем снижения таможенно-тарифных барьеров, а путем “закрепления” определенного уровня национального регулирования торговли услугами и деятельности инвесторов.

Формой проявления процесса либерализации торговли услугами является заключение государствами соглашений о свободной торговле услугами, которые являются разновидностью региональных торговых соглашений (РТС) и основаны на статье V Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

На сегодняшний день у Республики Беларусь действует только одно преференциальное соглашение в сфере услуг — договоренности о торговле услугами в рамках Евразийского экономического союза (Раздел XV «Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций» и Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение № 16 к Договору о ЕАЭС)).

Республика Беларусь, как и все члены Союза, сохраняет за собой автономию (т.е. национальную компетенцию) в вопросах заключения соглашений о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций. Процесс заключения подобных соглашений с третьими странами осуществляется независимо от партнеров по Союзу. Единственным условием, прописанным в Договоре о ЕАЭС, является обязательство Республики Беларусь предоставлять другим государствам-членам ЕАЭС такие же уступки, какие предоставлены партнеру (партнерам) по такому соглашению (статья 38 Договора и раздел 6 Приложения № 16 к Договору).

В этой связи в настоящее время ведется работа по заключению новых преференциальных услужных соглашений. Координацию работы по подготовке международных соглашений в сфере торговли услугами осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь.

В рамках Содружества Независимых Государств работа над проектом Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций велась более10 лет (с ноября 2012 г.). Соглашение подписано на Совете Глав Правительств в г. Сочи 8 июня 2023 г. Соглашение ратифицировано Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2023 г. №325-З.

14 декабря 2020 г. подписано Совместное заявление между Беларусью и Китаем, которым положено начало переговорам по заключению соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций. В апреле 2021 г. сторонами утверждено Техническое задание к переговорам, которое определяет подходы к архитектуре соглашения, его наполнение и процедурные аспекты переговорного процесса. В 2023 году переговоры по проекту Соглашения о торговле услугами и осуществлении инвестиций между Беларусью и Китаем завершены.

Министерством экономики Республики Беларусь совместно с заинтересованными ведомствами ведется работа по заключению соглашений о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций с Турцией (без инвестиционного раздела) и Объединенными Арабскими Эмиратами.

В 2020 г. начаты переговоры с Турцией о свободной торговле услугами. 10 июня 2020 г. состоялось подписание Технического задания к переговорам по Соглашению о свободной торговле услугами между Беларусью и Турцией. Данное соглашение охватывает только вопросы торговли услугами (без инвестиционного раздела) и строится на классической модели ГАТС. Кроме того, соглашение включает в себя множество разделов, касающихся специфических правил регулирования и налаживания взаимодействия в секторах, представляющих взаимный интерес (образовательные услуги, услуги в области здравоохранения, транспорт и логистика, телекоммуникации, финансовые услуги и т.д.).

Соглашение о торговле услугами с Объединенными Арабскими Эмиратами призвано дополнить договоренности о создании зоны свободной торговли товарами, прорабатываемые в рамках ЕАЭС. Проработка возможности заключения двустороннего услужно-инвестиционного соглашения была запущена в декабре 2022 г. 2 августа 2023 г. Принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь №509, которым одобрена позиция Республики Беларусь на переговорах по проекту, которая содержит основные подходы к формированию текста Соглашения и формату принятия обязательств. 6 сентября 2023 г. подписано техническое задание, основанное на положениях одобренной позиции.

С 2017 года велось согласование услужно-инвестиционного Соглашения с Сингапуром, однако в настоящее время переговоры приостановлены.


Заключение указанных соглашений позволит Республике Беларусь устранить препятствия на пути движения белорусского экспорта услуг на зарубежных рынках, увеличить оборот трансграничной торговли услугами с партнерами по соглашениям. Кроме того, даст «сигнал» потенциальным инвесторам об условиях доступа в конкретные сектора белорусской экономики, способствуя тем самым притоку ПИИ, развитию торгово-экономического сотрудничества с данными странами через создание транспарентной и предсказуемой среды.

Заключение Республикой Беларусь региональных торговых соглашений в сфере услуг как полноценный инструмент внешнеторговой политики обозначен в плановых и программных документах страны.

Так, реализация данного направления предусмотрена главой 10 «Развитие внешнеэкономической деятельности» Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2020 г. № 758. Также указанный подход заложен в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы (глава 8).

Одновременно Минэкономики проводится работа по определению перспективных партнеров для заключения услужно-инвестиционных соглашений в среднесрочном периоде. В случае наличия препятствий с доступом на зарубежные рынки услуг и инвестиций, либо заинтересованности в получении преференциальных условий доступа, просим оставить свои предложения (trade@economy.gov.by).